В Москве есть два памятника Гоголю, и тот, который с 1951 года красуется в начале Гоголевского бульвара, сам автор считал полной неудачей. Эта неудача, представляющая Николая Васильевича таким, каким он нравился советскому правительству, заняла место совсем другого Гоголя, созданного скульптором Николаем Андреевым. Андреевский Гоголь теперь тихо сидит во дворе своего Дома на Никитском бульваре. Когда эта сгорбленная, мрачная, отвернувшаяся от мира фигура помещалась в центре оживленной Арбатской площади, впечатление было еще сильнее.
Чтобы ощутить всю художественную мощь этой скульптуры, надо посмотреть на него вечером, в искусственном свете фонарей. Скорбная поза, птичий профиль и жуткая костлявая рука Николая Васильевича, прикрывшегося шинелью, как огромным черным крылом, вызывают в памяти и самые странные легенды о писателе, и самые таинственные страницы его книг, и рассказы о том, как 29 апреля 1909 года публика потрясенно замолчала, когда с нового памятника сняли покрывало.