Во времена позднего Средневековья одежда шилась из ткани как
растительного, так и животного происхождения. Из первого типа известны
были пенька, рами, особенно распространён был лён, шедший для пошива нижнего белья. В XIII веке во Франции появился хлопок,
завезённый купцами с Востока. Хлопчатая ткань использовалась для пошива
одежды, белья, из неё же изготовлялись подкладки, используемые в
некоторых типах костюма.Шёлк изначально привозился купцами с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья, но уже в XV веке его производство началось в Лионе, причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник.
Однако, важнейшим сырьём для ткани в течение всего Средневековья
оставалась шерсть; французская поговорка того времени утверждала что «под овечьими ногами песок превращается в золото». Добротную, тёплую и прочную шерсть давала гасконская и иберийская
порода овец известная под именем «чурро», однако, наилучшей считалась
английская продукция. Шетландские и костуордские породы славились
длинным, крепким волосом, изделия из подобной шерсти долго не
изнашивались, и пользовались заслуженной славой. Североафриканские
мериносы появились в XIV столетии, и распространение получили
первоначально в Испании.
Средневековье любило яркие цвета. Религиозные мыслители, как, к
примеру, святой Бернард, отвергавшие яркие краски на основании их
«соблазнительности», подменяющей стремление к небесному суетными
удовольствиями бренного мира — оставались в безнадёжном меньшинстве.
Желание ярко и броско одеваться было неистребимо у всех классов
общества, и сдерживалось исключительно соображениями денежного планаМолотьба. Миниатюра «Август» из французского требника XV века
Во времена раннего Средневековья известные в текстильном деле красители,
как растительного, так и животного происхождения, не отличались
стойкостью, и достаточно быстро линяли после стирки или выгорали на
солнце, так что яркие цвета были в основном уделом богачей, которые
могли себе позволить часто менять платье, в то время как подавляющая
часть населения поневоле вынужденно предпочитала бурые, серые или
коричневато-бежевые оттенки. В эти времена вкусы населения были
достаточно консервативны; цветовая палитра строилась на основе из трёх
цветов, вошедших в употребление ещё в античную эпоху — белого, красного,
чёрного, в то время как остальные считались второстепенными и
группировались вокруг каждого из них «по максимальному сходству».
Средневековье с его мистическими наклонностями и умением видеть
символику в малейших деталях, не преминуло разработать целую шкалу
цветовой оценки, причём каждому из цветов придавалось определённое
значение.