В стихотворении "Деревня" Пушкин выступает против крепостного права.
Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость
крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приёму
противопоставления. В первой части стихотворения дана светлая, мирная
картина деревни. С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о
деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой
и поэзией, вызывает в нём прилив творческой энергии, нравственно его
очищает. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения,
где поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого
крепостниками крестьянства.
Именуя себя "другом человечества",
Пушкин говорит о "диком барстве", которое путём насилия "присвоило себе и
труд, и собственность, и время земледельца". На беспощадной
эксплуатации крестьянства основывалось хозяйство и благополучие
господствующего класса феодально-крепостнического государства. Всё это
возмущает поэта до глубины души, и с его уст срываются горькие слова:
"О, если б голос мой умел сердца тревожить! " Его пламенное желание -
увидеть "народ неугнетённый" и взошедшую над его страной "прекрасную
зарю свободы просвещённой".
По своей композиции и языку
стихотворение "Деревня", представляет горячую речь поэта-гражданина,
выражающего взгляды и чувства передовых людей своего времени. Это
достигается рядом поэтических приёмов. Стихотворение начинается
обращением к деревне, как и полагается в ораторской речи. Вторая и
третья строфы имеют одно и то же построение: "Я твой: я променял.. .Я
твой: люблю сей тёмный сад... " Во второй части стихотворения тот же
ораторский приём повторения: "Здесь барство дикое.. .Здесь рабство
тощее.. .Здесь тягостный ярем.. .Здесь девы юные... " Ораторским приёмом
является и наличие в конце его восклицательных и вопросительных
предложений.
Различное содержание двух частей стихотворения определило и различно образных средств"языка поэта.
Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная,
дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту
сельской природы. Деревня для поэта —"приют спокойствия, трудов и
вдохновенья". Он любит "мирный шум дубров", "тишину полей", "тёмный сад с
его прохладой и цветами", "луг, уставленный душистыми скирдами", "двух
озёр лазурные равнины". Каждый эпитет точен. Он или красочный ("двух
озёр лазурные равнины"; "нивы полосаты"), или эмоционально-оценочный
("праздность вольную", "свободною душой").
Во второй части
интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие
эпитеты, даёт выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на
пагубу людей избранное судьбой", "неумолимого владельца".
Крестьянство — это "рабство тощее", обречённое влачить "тягостный ярем до гроба", это "дворовые толпы измученных рабов".
Влияние классицизма, которое ещё сказывалось в то время в русской
поэзии, видно и на стихотворении "Деревня", оно проявляется в тоне речи —
приподнятом, ораторском, в использовании славянизмов (сей, лоно,
рыбаря, тягостный ярем и др.) , античных образов ("двор цирцей",
"оракулы веков").
Стихотворением "Деревня" пользовались члены тайных политических обществ для пропаганды своих идей.