Древние тюрки домусульманского периода поклонялись силам природы.
"Основой
религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри) и Земле
(Земле-Воде, Йер-Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо.
Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались "небоподобными и
на Небе рожденными"... По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели
поражения... Следующим по значению было женское божество Умай —
покровительница домашнего очага и детей».
Образ Умай тесно связан
также с культом огня, т. к. древние тюрки верили в чудодейственную
очищающую силу огня и именовали ее "от ана" —. "мать огонь". Так,
византийский посол Земарх «лишь после очищения был допущен к тюрскому
хану".
Окружающий мир, земля, вода, горы, как считали древнетюркские
племена (огузы, кимаки, карлуки), населены духами, задабривая которых,
им приносили жертвы.
Древние тюрки видели мироздание в
четырехугольном измерении — "торт булун", т. е. "четыре стороны света",
называемые "ильгеру" (восток), "курийа" (запад или назад), "берийе"
(середина дня — юг), "йырайа" (середина ночи - север). Многочисленность
своего народа и обширность своих владений Бильге-каган в эпосе
"Кюль-тегин" описывает так:
Вперед - на восходе солнца,
Справа - середина дня,
Назад - на заходе солнца,
Слева - середина ночи,
Все эти народы подчинялись мне.
А
в эпосе "Огузнаме" могучий богатырь тюркоязычных народов полководец
Огуз-каган нарек своих детей именами: Аи (месяц, луна), Кун (солнце,
светило), Жулдыз (звезда, планета), Кок (голубое, небо), Тау (гора),
Тениз (море), что также свидетельствует о поклонении силам природы.
Во
время военных походов во главе многотысячного войска Огуз-батыра,
указывая путь, шел Кокжал-бори -матерый волк. Древние тюрки почитали и
преклонялись волку, он считался священным тотемным животным. Ему
приносили жертвы, изображение Волка украшало племенные, государственные
флаги и знамена.
Мироздание по зороастрийской религии состоит из двух
противоположных начал: силы добра и силы зла, царства света и царства
тьмы. Между этими двумя началами идет вечная непримиримая борьба.
В
домусульманских верованиях заметное место занимали традиции шаманизма,
реликты которого обнаруживались до недавних времен у современных
тюркоя-зычных народов. Также был развит культ предков, поклонение
аруахам (духам).
Наряду с собственными религиозными верованиями среди
тюркоязычных племен, населявших территорию Казахстана и Средней Азии,
были широко распространены и другие мировые религии: христианство,
манихейство, буддизм. Последнее было особенно популярно среди
аристократов и тюркской знати эпохи каганата.
В результате экспансии
арабов с конца IX века началась насильственная исламизация тюркоязычного
населения Казахстана и Средней Азии. Ислам стал проникать во все сферы
общественно-политической и культурной жизни: язык, литературу,
письменность, политику и государственное управление. Но процесс
исламизации был неравномерен на обширной территории Казахстана: влияние
его было интенсивно лишь на юге, в других же регионах ислам укреплял
свои позиции, как известно, медленнее. Таким образом, на протяжении
столетий в результате взаимодействия двух религий - домусульманского
верования и ислама - происходил их синтез, взаимообогащение и
взаимовлияние, отразившиеся на культурных, литературных традициях как
казахов, так и других родственных тюркоязычных народов.