Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а) вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б) наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в) свободный доступ к рыночной информации; г) отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.
С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
рынок монопольной конкуренции (один продавец);
рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).
В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а) рынок товаров: б) рынок услуг; в) рынок капиталов; г) рынок труда; д) рынок информации (научно-технических разработок).
С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок (в пределах села, города, района); национальный (внутренний рынок); мировой (внешний рынок).
Субъектами рынка выступают: юридические лица (фирма, предприятие, учреждение); физические лица; государство.
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система.
Рынок обладает положительными и отрицательными чертами.
Положительные:
способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;
способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;
способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;
координирует экономическую деятельность без административного принуждения;
содействует свободному экономическому выбору.
Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательные стороны:
рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;
рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;
рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;
рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";
рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а) стоимостью самого товара; б) стоимостью денежного материала (золота); в) соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества.
Различают действующую и реальную цены товара.
Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену.
Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого как индекс на потребительские товары (ИПЦ).
ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен, такому как ИПЦ.
Различают учетную, стимулирующую и распределительную (перераспределительную) функции.
Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования.
Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции.
Распределительная (перераспределительная) функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы.
Между категориями "рынок" и "цена" существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование - это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства.