Во всех произведениях русских и зарубежных писателей можно встретить
античные мотивы. Античные писатели оставили богатейшее наследие в виде
различных легенд о богах и героях, а также о древних войнах. Толстой,
как и Гончаров, Тургенев и множество его предшественников, использует
античные мотивы и античный символизм. Это проявляется в описании деталей
и в перекличке с сюжетами из античной литературы.
По идейной композиции "Война и мир" напоминает поэмы Гомера: наличие
несвязанных сюжетов, одновременно житейских советов и лирики, философии и
большого числа действующих лиц. Толстой, как и Гомер в "Илиаде",
описывает войну. Сходство с античными сюжетами начинается с первых
страниц "Войны и мира". Действие происходит в салоне Анны Павловны
Шерер. Она, Элен и Лиза являются центрами кружков, образовавшихся под
неустанным вниманием хозяйки дома. Толстой сравнивает светские разговоры
с веретенами, которые были пущены и равномерно, не умолкая шумели. В
античной литературе известна легенда о трех парках - богинях судьбы, у
которых были нити жизни. Этими тремя богинями можно считать Элен, Лизу и
Анну Павловну. Анна Павловна как бы решает судьбу сына князя Василия,
передавая ему сведения о назначении барона Функе первым секретарем в
Вену. Князь Василий хотел определить сына на это место. В этом салоне
Элен в первый раз встречается с Пьером, и она впоследствии долгое время
руководит его действиями. Лиза шьет в течение всего разговора, как
древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только в интересных
местах, как бы решая ход будущих событий. Она же способствует приезду
Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов, связанных с богинями судьбы, является
вязание Наташи у постели больного Андрея Болконского. Кроме того, по
преданиям древних, судьба возлюбленного находится в руках женщины.
Наташа сидит у постели при свече и вяжет, внезапно клубок скатывается с
колен, и она, наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы прерывает
жизнь Андрея. В этом же эпизоде есть связь с другой богиней античности -
богиней смерти. В Древней Греции она всегда ходила со свечой. Свеча
гаснет - жизнь кончается. Когда Наташа наклоняется за клубком, она
загораживает свечу от Андрея, в этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны.
В течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь
продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с
мотивом вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна
Макаровна, которая вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме
Николая и княжны Марьи всех героев, которые выжили в войне, и
показывает, что жизнь их продолжается.