1) годы жизни: 3.09.1530-28.03.1584
Правление: 1547-1584;
2) В течение первого - правительство Ивана Грозного (Избранная рада) проводило ряд важных структурных реформ, направленных на укрепление централизованного аппарата власти. Созыв Земских соборов-собраний представителей сословий; издание нового Судебника; создание центральных органов государственного управления; отмена системы кормлений и реформа местного управления, частично обеспечивающая его выборность; введение единообразного порядка организации военных сил и создание стрелецкого войска; реформа податного облажения - все эти меры повысили централизацию государства, эффективность управления, способствовали становлению сословно-представительной монархии;
3) Главное событие истории XVI в. , -опричнина. В течение 7 лет, с 1565 по 1572 г. в Московском государстве разгорелся и пылал, по образному выражению А. Курбского, “пожар лютости”, унесший десятки тысяч человеческих жизней. Так что в памяти людей XVI в. опричнина осталась таким же символом людской мясорубки, как в нашей – 1937 год. И всё же не случайно символом террора стала именно опричнина: количество казней и садистских расправ было в это семилетие особенно велико.
Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери был задушен московский митрополит Филипп, осудивший опричный беспредел. В Москве были отравлены двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь, была убита и его мать княгиня Старицкая в монастыре. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 года Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок, а в самом Новгороде из 6000 дворов (круглым счётом) опустошил около 5000 и навсегда ослабил Новгород. За то он “пожаловал”, тогда же взял в опричнину половину разорённого города и две новгородские пятины; а вернувшись в Москву, опалился на тех, кто внушил ему злобу на новгородцев. Особенно жестокие казни прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде “погром продолжался более 5 недель.. ,когда ежедневно “ввергали в воду” (под лёд) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек ;
4) Иван Грозный слыл как полусумасшедший, зверь и самодур в представлении народа;
5) Легкое "собирание" новгородских, псковских, верхнеокских, северских, тверских, рязанских земель при великих князьях Иване III и Василии III было следствием того, что русское простонародье принимало правление московских Рюриковичей. Те обеспечивали традиционную общинную жизнь, прекращение господских усобиц и частных войн, ослабление боярского гнета, проводили уменьшение боярского землевладения в пользу черносошного (государственного) крестьянства, усиление обороны от вражеских набегов. Московская централизованная система привлекала низкими налогами и возрождением самоуправления у крестьянских и посадских общин;
6)
Версия для печати
Мнения о личности и деятельности царя Ивана Грозного
ОБЩАЯ ОЦЕНКА МНЕНИЙ
За многие столетия, прошедшие со дня смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного, ни в отечественном общественном сознании, ни в научной литературе так и не установилось какого-либо однозначного, тем более единого мнения о личности и деятельности государя. Разные точки зрения возникли уже при жизни царя. Так, князь А.М. Курбский, бежавший в 1564 г. из России в Литву, стал первым обличителем Ивана IV. Именно Курбский оказался автором концепции «двух Иванов»: в 1550-е гг. — благочестивый православный царь, участник созидания Святорусского царства; в 1560–1570-е гг. — предатель христианских истин, разрушитель Святорусского царства, тиран, убийца. В официальном летописании царь, наоборот, прославлялся как великий христианский государь.
Подобное двойственное восприятие личности и деятельности Ивана Грозного сохраняется до сих пор. Поэтому на сегодняшний день можно выделить три основные направления в оценке Ивана Грозного:
1. Обличительное (А.М. Курбский, П.И. Ковалевский, С.Б. Веселовский, А.Г. Кузьмин и др.);
2. Апологетическое (официальные летописи XVI в., К.Д. Кавелин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, И.П. Фроянов и некоторые другие)
Сократил до самого главного