Вот как описывает писатель В. Белов сельскую семью северных губерний России:
«Бобыль, бродяга, шатун, вообще человек без семьи считался
обиженным судьбою и Богом. Иметь семью и детей было так же необходимо,
так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться.
Семья скреплялась наибольшим нравственным авторитетом. Таким
авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Иногда таким
авторитетом был наделён или дед, или один из сыновей, или болыпуха,
тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, отцу,
родителю.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей
семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань,
зависть, своекорыстие не только считались грехом. Они были просто лично
невыгодны для любого члена семьи.
Всё руководство домашним хозяйством держала в руках боль-шуха —
женщина, жена, мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома,
вела учёт сену, соломе, муке и заспе (овсяной крупе). Весь скот и вся
домашняя живность, кроме лошадей, находились под присмотром болынухи.
Под её неусыпным надзором находилось всё, что было связано с питанием
семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и
стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканьё, баня и т. д.
Само собой, что эти работы она делала не одна. Дети, едва научившись
ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное».