В предисловии к сборнику «Думы» Рылеев оговорил условность включения в
него двух произведений: «Рогнеды» и «Олега Вещего». «Первая, — указывал
оп, — по составу своему более повесть, нежели Дума; вторая есть
историческая песня». Жанровое уточнение рылеевских дум можно вести и
дальше. В критической литературе уже высказывалась мысль о делении их на
общественно-героические поэмы ( «Вадим», «Иван Сусанин», «Михаил
Тверской») и социально-исторические думы ( «Владимир Святый»,
«Курбский», «Борис Годунов»). Думы Рылеева — оригинальный, уходящий
своими корнями к народным украинским и русским историческим песням и
думам жанр. Это краткие лиро-эпические произведения об исторических
героях, находящихся чаще всего в драматических ситуациях.
Публицистические размышления или речи героев рылеевских дум нередко
завершаются прямыми назидательно-поучительными выводами, обращениями и
призывами: «Отец, будь подданным своим» ( «Ольга при могиле Игоря»),
«Ужасно быть рабом страстей!» ( «Святополк»).
Осуществляя
агитационно-дидактическую цель — пропаганду передовых идей,
руководствуясь романтическим методом, Рылеев рисовал характеры дум лишь
общими, но резкими и широкими штрихами. Образы его героев, сливаясь с
обликом самого поэта, голос которого слышится во всех их
патриотическо-свободолюбивых речах, привлекают высокими идеями,
благородством чувств, целостностью, монументальностью характеров. Они
романтичны по выдающейся силе ума и сердца, по исключительности
психологических состояний, по драматичности положений. Своеобразны не
только обстоятельства, но и психологические положения героев дум:
военные походы ( «Олег Вещий»), плен и гнет ( «Рогнеда»), темница (
«Глинский»), изгнанничество ( «Курбский»), верховная власть Бориса при
недоверии народа, не простившего ему убийства «отрока святого» ( «Борис
Годунов»). Романтическая необычность обстановки, окружающей героев,
оттеняется картинами ночного, осеннего, дикого пейзажа, как правило,
мрачного, тревожного и бурного.