Адмирала Ивана Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки Александра Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой/Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой» . Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда» ) осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева») .
Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст. ) 1803 года, было в большой мере автономным.
Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США) , первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!