еятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII века, призывали к построению гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. В качестве примера можно сравнить главный принцип гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве (dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта