1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира:
· Познание(знания) (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
· мировоззрение
· направленность личности
3. Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Убеждения– устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.