Внутренняя борьба Жульена Сореля и его прозрение Молодой и честолюбивый Жульен Сорель стремится сделать карьеру в жестоком, вражеском обществе. Для достижения этой цели у него нет никаких средств и возможностей, кроме лицемерия, «искусством» которого он вынужден овладевать, чтобы приспособиться к ненавистной среде. Постоянно ощущая себя в окружении врагов, Жульен пристально контролирует каждый свой шаг, все время
действует и говорит вопреки своим убеждениям и моральной природе. Изнурительную борьбу с самим собой, которая точится в его сознании, Стендаль приравнивает к «подвигам Геркулеса» . Придерживаться избранной «тактики» герою не только тяжело, а и противно, и это вносит в его судьбу внутренний драматизм, который все более углубляется, в конце произведения набирая трагического звучания. То, что случилось с
Сорелем, приобретает характер «трагической вины» , за которую он расплачивается жизнью. После фатального выстрела в мадам де Реналь герой начинает по-иному смотреть на мир. Происходит кардинальная переоценка ценностей, и Жульен будто прозревает: цель, к которой он так неистово стремился, теперь кажется ему ненужной иллюзией, рожденной пылким воображением, обостренным ощущением униженности простолюдина и непониманием действительной природы общества, в котором он хотел занять достойное
место. Определяющей чертой Жульена Сореля, которая выделяет его из окружения, является то, что в борьбу с обществом он вступает не ради карьеры и обогащения. По аналогии с персонажами бальзаковских романов этого героя нередко определяют как карьериста, однако стимулы его поведения выразительно другие, чем у бальзаковских героев. Стендаль не случайно назвал мотивы и поступки Жульена «безумием» и гордился тем, что, при всей их необычности, они такими не кажутся. Здесь следует заметить, что, называя Сореля «безумцем» , писатель будто бы «воссоздавал» точку зрения рассудительных обывателей, тем временем, в его собственных глазах это была положительная черта героя, родственная с романтическим подъемом. Многими гранями своего характера и своей судьбы Жульен Сорель вписывается в ряд романтических образов Стендаля, таких как
Фабрицио дель Донго, Ферранте Палла, Ламьель и прочие. Эта родственность особенно выразительно показывается в финале короткой жизни Жульена. То, что происходит с героем в тюрьме, когда он ожидает приговор за совершенное в состоянии аффекта преступление, можно квалифицировать как возвращение к самому себе, к своей человеческой сущности. Как уже отмечалось, Жульен не только освобождается от иллюзий, а и радикально переоценивает свои жизненные
ценности, сознает ненужность всего, к чему он так стремился. К бывшим намерениям герой уже не может вернуться, но и другого варианта жизни для него не существует. Своей речью перед судом присяжных Сорель фактически выносит себе смертный приговор.