Фольклорные мотивы, образы, фрагменты, сюжеты используются авторами литературных произведений.
А. С. Пушкин использует фольклорные мотивы как средство создания образа главного героя. В сне Татьяны Онегин представлен вместе со всякой нечистью, более того – хозяином нечисти. Образы нечисти, пришедшие из народных сказок,- сила, пытающаяся отвратить человека от Христа, соблазнить его на самые разные грехи: любострастия, жадности, расслабленности и, главное, гордыни. Сон не только является пророческим (Онегин не только во сне, но и наяву поднимает руку на человека), но и показывает: Татьяна понимает, что любит человека с душой своевольной, гордой, уязвлённой страстями ( страсти – то же, что грехи).
А «страшные» рассказы няни наполняют сознание Татьяны необыкновенно яркими образами, которые появляются в её вещем сне. Гадание для героини не менее значимо, чем для любой простой русской девушки.
В балладе «Светлана» Жуковский придает ситуации национальный колорит, обращаясь к русскому фольклору, обычаям русского народа, русской природе. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом.
Иная функция использования фольклорных образов в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов подчёркивает особую русскую душевность, душевную тонкость крестьян. Психологическая характеристика крестьянских персонажей создается благодаря фольклорным образам: пожалели птенчика у пеночки, спели песни.
М. Е. Салтыков-Щедрин использовал жанр сказки.
М. Ю. Лермонтов в поэме «Песня про … купца Калашникова» определяет жанр поэмы как песню, историческую песню, подчёркивая эпичность создаваемого им произведения, важнейший вопрос о столкновении человека и власти, вопрос государственной и высшей справедливости.
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин обращается к фольклору. Автор вкладывает в уста Пугачёва старую калмыцкую сказку об орле о вороне, с помощью которой объясняет жизненную позицию самозванца, а также создает вокруг него романтический и , в общем, трагический ореол.
Есть у Пугачёва и любимая бурлацкая пеня «Не шуми, мати зелёная дубравушка», которая подчёркивает трагизм героя и показывает предрешённость его судьбы.
Также Пушкин использует много пословиц и поговорок, создавая речевую характеристику Пугачёва, указывая тем самым на народность этого образа.
Сильно фольклорное начало в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Так в главе «Крестьянка» фольклорные песни помогают автору создать неповторимый образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной – простой русской крестьянки. Большая часть песен 1 и 2 глав помогает читателю представить светлые картины детства героини и мрачные – в семье мужа. Песни 4-7 служат раскрытию индивидуального душевного мира Матрёны Тимофеевны. Через элементы фольклора оттеняется душевная красота героини, раскрывается сложная гамма её переживаний ( печаль, отчаяние, гнев, блаженное ощущение счастья ).