В первой половине 19 века в русской литературе появляется новый тип
героев – «лишние люди». Это герои, которые не похожи на людей своего
времени. Они умны, образованы, они видят и понимают проблемы и пороки
окружающего общества. Но они не в силах что-либо исправить: их цели
слишком идеалистичны и неопределенны, далеки от реальности и
неконкретны. Они, по словам критиков, «болеют болезнью века» -
пассивностью и бесполезностью существования. Прообразом этих героев стал
Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума», затем родились образы
пушкинского Онегина, лермонтовского Печорина, гончаровского Обломова, а
завершил галерею «лишних людей» Тургенев в романах «Отцы и дети» и
«Рудин».
Я хочу подробнее остановится на образах Печорина и Онегина.
В.Г.Белинский так писал об этих героях: «Несходство их между собой
гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…».
Романы «Герой нашего времени» и «Онегин» написаны с разницей в
пятнадцать лет, соответственно, и время действия этих произведений
различное. Евгений жил в эпоху тайных организаций, надежд на
революционные преобразования. Печорину же выпало видеть духовный упадок в
обществе. Тем не менее, и Евгений, и Григорий, воспитанные в духе
дворянской интеллигенции, воспринимали окружающую действительность без
оптимизма. Они могут строить в воображении идеалистические картины, но
не делают ничего реального и полезного для других. Эти герои уходят в
себя, бесцельно растрачивают силы, хотя осознают бессмысленность своего
существования.
Онегин, разочаровавшись в жизни и интересах светского общества,
покидает его и пытается заняться чем-то полезным. Но писать книги у него
не получилось, чтение не приносило удовольствия. Быть
помещиком-хозяином фермы, доставшейся в наследство от дяди, и постоянно
заниматься хозяйственными делами тоже быстро надоело. Его преследует
«душевная пустота» и одиночество, которые не могут развеять ни любовь,
ни дружба.
Печорин более деятелен, чем Онегин, у него твердый характер и
стальная воля, которая направляется на действия, его недостойные.
Геройразрушает жизнь «честным контрабандистам», похищает Бэлу,
добивается любви Мери и отказывается от нее. Если для Онегина время
замерло, то Печорин обречен жить, мучаясь и принося мучения окружающим.
Почему Онегина и Печорина называют «лишними людьми»? Потому что
они не приняты и не поняты большинством людей своего круга. Оба героя
принимают участие в дуэлях, от руки Онегина гибнет Ленский, от пули
Печорина – Грушницкий. В любви эти герои тоже «лишние». Сердце Татьяны
Лариной разбито, как и сердца Веры и Мери, а Бэла погибает. На душе
Онегина и Печорина тяжело, они осознают, что рождены для добра, а на
самом деле несут другим людям зло.
Н.А. Доролюбов писал, что «лишние люди» предшествующих
десятилетий всё же окружены некоторым романтическим ореолом и кажутся
нам даже сильными личностями, исковерканными жизнью». Именно кажутся, а
не есть на самом деле, потому что не жизнь их «коверкает», а они сами
усложняют себе жизнь возвышенными идеалами и размышлениями. Это неплохо –
иметь возвышенные идеалы, но эти идеалы обязательно должны пересекаться
с делом.
Печорин и Онегин – обобщающие образы. Таких людей, отличающихся
от остальных умом и высокими духовными требованиями, осознающих
недостатки общества, было немало раньше и есть они и сейчас. Именно они
устраивают революции и бунты, гибнут на дуэлях и призывают к действию
других.
Проанализировав образы «лишних людей», мы должны понять, что главное – разумное сочетание высоких идеалов и реальных дел.