Надежды на лучшее, на счастливую жизньбыли связаны с французской буржуазной революцией 1789-1794 гг., на знаменах которой были слова; “Свобода. Равенство. Братство. К сожалению, быстро оказалось, что все эти надежды иллюзорные, напрасные. Но, как мы уже знаем, эта революция дала толчок для возникновения европейского романтизма. О романтизме как литературное направление и исторические события тех пор мы говорили на прошлом уроке. Сегодня, я надеюсь, мы удержимся с вами на волне романтизма. Нам помогут репродукции картин художников романтиков, а также творчество ярчайшего романтика XIX ст. Джорджа Байрона.
Байрона называют Прометеем XIX ст. потому, что он был отданным борцом за национальную свободу порабощенных народов Европы. Смысл своего недлинного и яркого жизненного пути Байрон вложил в слова:
Кто биться не может за волю своюЧужую защищать он может.
А датский литературовед Георг Бранде; сравнил байроновскую поэзию с бушующим, но благотворным потоком. Наверно, ни один из поэтов прошлого или настоящего не имел такого влияния на своих современников и последователей как в литературе, так и в общественной жизни, как Байрон. В XIX ст. Байроном зачитывались не только в Англии, но и во всей Европе. Гете, Гейне, Мицкевич, Пушкин, Лермонтов, Л. Украинка, И. Франко специальное изучали английский язык, чтобы прочитать его поэзию в оригинале. А в мировом искусстве даже появилось целое течение - “байронизм”. Ведь стало модным в литературе изображать разочарованного индивидуалиста бунтаря, страстного любовника, скептика.
Которым же был тот, кто за жизнь стал легендой, символом непокорности, свободолюбия? Попробуем вчитаться в страницы жизни и творчества этого кумира целой эпохи.
Вы должны были дома прочитать в учебниках статью: “Жизненный и творческий путь Байрона”. Я бы хотела услышать что вам запомнилось, возможно, что-то поразило, что-то привело в удивление?
Молодые года поэта проходят под знаком первой пылкой любви, и любовная лирикаБайрона перенята трагизмом. Это есть черта романтической поэзии. На самом деле в любви юноше пришлось пережить горькое разочарование. Девушка его мечты Мэри Чаворт вступила в брак с другим, богатым. И в поэзии Байрона появляется боль разбитого сердца.
Упоминание о разбитой любви остается раной в душе поэта на всю жизнь. Ему не удается найти душевного покоя. В поэзиях появляется мотив одиночества, разочарования, краха иллюзий. “Сожаления любви воспринимаются как составная часть скорбного бытия современников, обреченных на душевную одинокость, непонимание, разобщенность”. Этот мотив звучит в стихе «К леди», “Расставание” (пишет исследователь творчества Байрона Дьяконов).
Кроме особенностей мотивов этих поэзий, обратите внимание на поэтическую форму. Все поэзии Байрона отличаются между собой количеством и длиной строк, строф, ритмикой и размером. Так, в стихе “Расставание” - 4 строфы по 8 строк, написан он двустопным амфибрахием (трехсложная стопа с ударением на 2 слоге). А когда посмотрим на стих “Когда снится мне…”, то увидим совсем другое - четырехстопный анапест, который переплетается с трехстопным (трехсложная стопа с ударением на 3 слоге), а еще есть ямб.
Как видим, у Байрона нет постоянной жанровой формы. Такая свобода лирического самовыявления приводила в удивление современников.
Вслед за темой разбитого сердца в сборнике “Часа досуга” появляется тема “бегства от действительности”. “Лохнагар” - так называется гора в Шотландии, где прошли детские года поэта. Уже в первых строках этого стиха - неудовольствие от мира мещанства, бегство от реальности в мир мечтаний, детства, природы, истории. Эти мотивы тоже присущи английскому романтизму.
Тема бегства от действительности усиливается в стихе “Хотел бы жить снова в горах”. Но кроме этой темы в поэзии появляется еще одна тема - протест Байрона против общепринятых норм морали тогдашней Англии, “края лукавства и немоты”, как называет Англию поэт в этом стихе.
Критики не могли простить Байрону, по их мнению, дерзкого выступления против моральных оснований английского общества. Молодой поэт вступает в открытый бой с критикой. Одинокость, разочарование, злость усиливаются романтикой молодости, и Байрон отправляется в первое заграничное путешествие, о котором уже говорилось.
Во время путешествия по странам, которые были колыбелью мировой классической культуры, Байрон значительно обогащает свой кругозор: изучает албанский, ново и древнегреческий языки, турецкий, армянский, французский, испанский, итальянский. Это путешествие имело влияние и на его политическое мировоззрение. Если раньше он называл Англию “светом лукавства и обмана”, то теперь выступает в парламенте на защиту ткачей и пишет стихи с откровенным призывом к борьбе.