Перова называли поэтом скорби. Он выступал гневным обличителем чиновничьего разбоя царской России. Прежде всего художник направлял свой талант на защиту бедных и беззащитных. Их часто можно увидеть на картинах художника. С особенной болью он рассказал о детях. Остановимся на картине «Тройка». Эта картина волнует и сейчас. Безысходное, щемящее чувство охватывает при виде этой картины. Трое измученных, обессиленных детей тянут сани с огромной обледенелой бочкой.
Дорога идет мимо каменной монастырской стены. Долог еще путь. Веревки врезаются в закоченевшие от мороза руки и плечи. Пронизывающий встречный ветер рвет одежду, треплет волосы, отгибает рогожу на бочке. С большим мастерством передает художник страдания детей, которых заставляют выполнять непосильную работу. Выбивается из сил девочка в изношенном пальтишке. Из под полы, отброшенной ветром, виднеется ситцевое платье. На голове – старый ветхий платок.
Волосы растрепаны и откинуты порывом ветра. Мучительно подняты брови, глаза опущены вниз. Лицо бледное, измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик со страдальческим, изможденным лицом. Он мал и слаб. У него мучительно вытянута шея, он задыхается. Одежонка не греет худенькое тельце. Средний мальчик постарше. На нем рваный зипун и старенький картуз. Он немного сильнее остальных, но и на его лице – усталость и страдание. Бегущая впереди собачка – единственное существо, которое сочувствует и поддерживает их.
Картина написана в мрачных, серых тонах. Небо покрыто мглой.
Монастырская стена угрюма и неприступна. Обледеневшая бочка и бледные лица детей выделяются белыми пятнами на общем фоне картины.
Безрадостна зимняя дорога в камнях и ухабах. Монастырская стена, уходящая вглубь, подчеркивает бесконечность дороги. Тяжела работа детей. Картина «Тройка» вызывает сочувствие, сострадание к детям, обреченным на непосильный труд и полуголодное существование, и гнев к хозяевам, губящим детей в погоне за прибылью.