Если Вам интересно как события преврашаются в истории, а потом в Исторические Силы
Ронсеваль (778 г.)
Источник: Гарольд Лэмб "Карл Великий. Основатель Империи Каролингов" (перевод с английского Л.А.Игоревского)
Летом 777 года в ставку короля франков Карла в Падерборне прибыла странная процессия. Это были арабы, прибывшие из Испании для заключения мира с королем франков. Они искали помощи у Карла против Абдеррахмана, кордовского эмира. Возглавлял мусульман Сулейман ибн Араби, губернатор Сарагосы. Сулейман поклялся своей верой, что, если король франков придет с армией на землю Испании, ворота Сарагосы откроются перед ним без всякого сражения.
Это устраивало Карла, давно понявшего, как выгодно разделить врага, прежде чем напасть на него. Ему оставалось только отправиться в поход навстречу победе. Они ехали как на праздник. Тысячи всадников следовали под знаменем с изображением креста. Часть войска Карл отправил в сторону через перевал Перча к Барселоне.
Прекрасная погода способствовала быстрому продвижению войск Карла через Скалистую равнину к высотам Гаскони. Утренние туманы завесили лежащие впереди горы. На горном пути, лежавшем перед ними, не было видно никаких живых существ. Граф Гильом Тулузский, сын графа Хильдерика имел дурные предчувствия, поскольку горцы, гасконцы и баски, были дикими, как горные бараны и не являлись чьими-либо вассалами. Услышав подобные слова, осторожный Карл выслал вперед охотников и лучников с большими сигнальными трубами, чтобы те взобрались на вершины и протрубили в рога, если заметят впереди вооруженных людей. Сигнала не последовало, врага не обнаружили. Войско франков прокладывало себе путь через узкий, окруженный скалами перевал, потом вниз по лесным склонам и поросшему соснами плато Наварры к воротам города Памплоны мимо тихого водопада. Ворота оказались открытыми. Народ, низкорослые смуглые баски, молча предлагал воинам крупу и сыр. Карлу по дороге попался сад с старым римским бассейном, над которым при порывах ветра бил фонтан.
Оставив Памплону в безопасности под охраной арьергарда франков, Карл энергично продвигался вперед вниз по ручью к широкой реке Эбро, где паруса лодок мелькали между белыми селениями, прилепившимися к склонам холмов. В военный лагерь прибыли берберские и еврейские торговцы с предметами роскоши. У них были тяжелые золотые арабские монеты, и они пренебрежительно относились к серебряным франкским пенни. Карл приказал своим вассалам честно торговаться с купцами, потому что, кроме них, никто в этой таинственной стране белых стен и фонтанов не проявил к франкам доброй воли. Прошло шестьдесят лет, с тех пор, как мусульмане утвердили свое господство в этой стране.
Удача сопутствовала Карлу. Арабский вельможа Сулейман привез ему благородного заложника, командующего армией эмира Кордовы. Этот вельможа, по имени Та аль-Аба, был разбит и взят в плен жителями Сарагосы. Даже Гильом Тулузский, ехавший теперь более свободно, когда горы остались позади, считал, что арабам можно доверять. Во-первых, у Карла находились их сыновья в качестве заложников; во-вторых, они ненавидели Абдеррахмана больше, чем не любили франков.
Вниз по реке Эбро двигалось войско на соединение с колонной с восточного перевала. Соединившись, франки почувствовали уверенность в собственной силе. Увидев на правом берегу высокие стены Сарагосы, они переправились через реку на своих разборных лодках.Ворота Сарагосы оказались закрытыми, а сам город оказывал сопротивление. Тщетно Сулейман слал гонцов, чтобы убедить гарнизон впустить христиан. Каменные римские стены, скрепленные цементом, были прочными. А франки не имели осадных машин...
Спустя три столетия легенда нашла свое отражение в бессмертной "Песни о Роланде", где христианские рыцари давали отпор язычникам мусульманской Испании. С течением времени скорбь незаметно превратилась в героизм, а вокруг имени Роланда возникла легенда о мужественном воине, в которой гордые баски стали сарацинами, врагами Карла.