«Декабрьское утро» обрамляется антитезой «ночная» — «дневной». Стилистическая фигура обозначает рамки лирической ситуации, придавая композиции законченность и логичность. Прием на формальном уровне поддерживает философский смысл поэтического творения. Образы-олицетворения: «лазурь небесная», светлая «долина» и туманы, покрывающие горные вершины. Атмосферное явление удостаивается пышного сравнения с «воздушными руинами» волшебного дворца. Солнечные лучи метафорически уподобляются «благовесту всемирному», возвещающему о победе. Принцип антропоморфизма, последовательно реализуемый автором, позволяет не только характеризовать персонажи, но наделять их мыслями. Тьма «царит», «сияет торжеством», не осознавая близость своего конца. День «встрепенулся», и первые лучи «лениво» и «несмело» начинают занимать небесное пространство. Появление робких «вестников» рассвета не способно изменить общую картину, которая «всецело» организована темнотой.