Мы видим темное помещение, видимо, действие происходит
где-то в сенях, там стоит бочка с водой и кувшин. На заднем плане виднеются
двери, ведущие в мастерскую. Стены из
обычных, плохо обработанных бревен потемнели от времени, вместе с земляным полом
они производят мрачное впечатление. Художник изобразил в этой неуютной
обстановке мать и сына, которые встретились после долгой разлуки. Я думаю, что
мать – бедная крестьянка, тяжелое положение которой вынудило отдать сына на
обучение к какому-нибудь ремесленнику в город. Мальчику на картине на вид лет 13, волосы его давно не стрижены,
он одет в закатанные старенькие штаны из грубой ткани и поношенную рубашонку,
поверх которой надет фартук .Он ходит босиком. Видимо, приезд матери застал его
за работой, поэтому его лицо и руки сильно раскраснелись. Отлучиться он мог только
ненадолго, подмастерье строго присматривал за учениками. Судя по всему, хозяин
не очень хорошо заботится о своих учениках: маленький герой жадно уплетает
привезенную из дома булку. Он торопливо жует это домашнее лакомство, которое
нечасто достается ему. Глаза его опущены вниз, ему хотелось бы рассказать
матери о своем несладком житье, но жаль ее волновать. Мать, еще не
старая, но изможденная непосильным трудом женщина, с умилением и нежностью
смотрит на сына. Легким жестом она касается своих губ, как будто хочет что-то
рассказать, но не решается. В деревне голодно, ей жаль сына, что ему
приходиться много работать, но другого выхода нет. Одета мать по-деревенски. На
голове аккуратно повязан темный платок, от зимней стужи спасает черное
старенькое пальтишко, из-под которого выглядывает красная юбка и грубая, вся
разбитая обувь. Мать сидит на невысоком стуле, и вся ее поза выражает горечь и
страдание. Ей пришлось долго идти пешком, чтобы встретиться с сыном, около
бочки стоит большая суковатая палка, а рядом лежит небольшой узелок, в котором
лежат нехитрые гостинцы. Мать думает над тем, чтобы слезно просить хозяина не
обижать ее сына и по возможности давать ему немного заработать. Картина вызывает
чувство жалости и сострадания к горькой участи бедных людей. Именно эти чувства
и хотел вызвать художник у зрителей.