ГЕНДЕРНАЯ (ПОЛОВАЯ) СТРАТИФИКАЦИЯ
Термин «гендер» обозначает не природную, а социокультурную природу различий мужчины и женщины. Процесс вхождения в мужскую и женскую роль, усвоения ее специфики происходит с помощью половой социализации. К универсальным примерам половой социализации относятся матриархат и патриархат.
В семье гендерные представления сказываются еще до рождения ребенка. Родители, родственники, соседи и близкие всегда проявляют интерес к тому, кто родился: мальчик или девочка. Уже с первых минут общения с ребенком в семье начинается процесс половой социализации. Игры, игрушки, одежда, слова и интонация слов – буквально все в семье связано с полом ребенка.
Сверстники и друзья – это следующая школа, которая преподает другие уроки для усвоения определенной гендерной роли. Здесь происходит стратификация по мужским и женским качествам. Осуществляется она в спортивных играх, межличностном общении, дружеских отношениях. Так, в играх мальчики рассуждают: быть правым – значит «играть по правилам», а девочки воспринимают мораль как социальную ответственность перед другими людьми.
В школе разделение половых ролей усиливается уроками физкультуры, физики, гуманитарными науками, иностранным языком, отношением к учителю, дисциплине.
Средства массовой информации через рекламу, фильмы героев кино и спорта активно внедряют в сознание специфику и возможности гендерных ролей. В последнее время порнография и безграничная эротика вносят серьезные отклонения в общечеловеческое значение гендерных ролей, а это способствует духовному растлению молодежи, росту проституции и увеличению преступлений в целом.
Весьма отчетливо прослеживается гендерная стратификация в профессиональной занятости и уровне дохода. Менее влиятельные и мало оплачиваемые должности в большей степени достаются женщинам. Женщины чаще, чем мужчины, живут в бедности, подвергаются возрастной дискриминации, их больше среди безработных. Даже в своих семьях большинство женщин владеют меньшими материальными средствами по сравнению со своими мужьями. В целом мужчины и женщины имеют разный доступ к власти и ресурсам. Однако в настоящее время образование, политика и даже армия (в прошлом практически абсолютно мужской социальный институт) стали приоткрывать двери и для женщин. Это способствует взаимообогащению культуры в целом посредством приглашения и проникновения женщин в мужские социальные институты.
Со временем роли полов в обществе могут значительно измениться, поскольку они не являются врожденными. Это станет возможным в результате воспитания детей, образования, принятия законодательства, признающего половую дискриминацию противозаконной, отстаивания политики равных возможностей на работе, в политике.
П.Д. Павленок, Л.И. Савинов «Социология»
1. Что автор понимает под термином «гендер»? Назовите не менее трех критериев гендерных характеристик.
2. Как вы понимаете словосочетание «половая социализация»? Какие социальные институты способствуют ее осуществлению? (Назовите не менее трех).
3. Приведите примеры (не менее двух) отрицательного или положительного влияния средств массовой информации на процесс половой социализации молодежи.
4. Какие критерии гендерной стратификации называет автор? Согласны ли вы с мнением автора, что в скором будущем гендерные роли могут измениться? (Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения)