1.На седьмой ступени мажора нет тонического трезвучия родственной тональности. Например, в до мажоре
на основных ступенях (кроме тоники, на IV и V) получаются мажоры, на седьмой - уменьшенное трезвучие и на остальных - миноры. Все эти трезвучия, кроме уменьшенного, и являются тониками тональностей, родственных до-мажору, понимаете? То есть, три минора и два мажора. В современной академической школе правила несколько расширились и к этим пяти тональностям добавляется еще одна, хотя это и в известной мере условность: минорная субдоминанта (в данном случае, фа-минор) тоже причисляется к родственным. Это произошло потому, что со времен Венской классической школы гармонические лады применялись повседневно и давно перестали быть экзотическими. Иными словами, "ля-бемоль" (нота из звукоряда гармонического мажора) условно считается также принадлежащим к до-мажору. Таким образом, шесть тональностей, из которых две находятся на одной и той же ступени исходной, зато на седьмой ступени тональности нет.
2. Родственные тональности - тональности, наибольшее число общих звуков. К родственным тональностям относятся: параллельная тональность, доминантовая тональность и ее параллельная, субдоминантовая и ее параллельная, а также тональность минорной ( гармонической) субдоминанты в мажоре и тональность мажорной ( гармонической) доминанты в миноре.
То есть, возьмем до мажор. Тогда родственные тональности будут ля минор, соль мажор, фа диез минор, фа минор.
Значит, в мажоре на 6, 5, 4 повышенной. В миноре тоже самое. Вот только про тональность минорной ( гармонической) субдоминанты в мажоре и тональность мажорной ( гармонической) доминанты в миноре самой не совсем понятно, забыла уже.)) )
Вот так будет понятней.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей. Например: До мажору родственны тональности:
Фа мажор IV ст. тональности главных ступеней
Соль мажор V ст
ля минор VI ст. параллельная главной тональности
ре минор II ст. параллельные тональностям главных ступеней
ми минор III ст.
фа минор IV (г. ) ст. тональность минорной субдоминанты
ля минору родственны тональности:
ре минор IV ст тональности главных ступеней
ми минор V ст.
До мажор III ст. параллельная главной тональности
Фа мажор VI ст. параллельные тональностям главных ступеней
Соль мажор VII ст.
Ми мажор V (г. ) ст. тональность мажорной доминанты
По указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натурального и гармонического До мажора и ля минора, и будут тониками перечисленных выше родственных им тональностей.
3. Выше (2)
4. В мажоре тоника родственной минорной тональности - на 6-й ступене. Соответственно, в миноре тоника родственной мажорной - на 3-й.
До-мажор - ля минор (без знаков) , ре мажор - си минор (фа и до диез) и т. д.
Родство тональностей