Политика просвещенного абсолютизма в России так же как и
в др. странах, заключалась в укрепление крепостнического строя в
условиях его начавшегося разложения. Эта политика наметила курс на
усиление внутренней и международной реакциии. Что означало конец
“просвещенного абсолютизма”. Наиболее ярким проявлением просвещённого
абсолютизма был созыв уложенной комиссии (1767).
Комиссия была созвана для разработки свода законов. В её состав входило
более 500 депутатов разных сословий: от дворян, от торгово-ремесленного
населения, от государственных крестьян, от казаков, от инородцев. Для
Уложенной комиссии Екатерина написала “Наказ”. Почти 3/4 наказа
составляли цитаты из сочинений просветителей. В Наказе Екатерина
высказывает революционную идею равенства людей, но для каждого сословия
свои права и обязанности. Утверждала, что только суд может признать
человека виновным. Вводилось понятие презумпция невиновности, но только в
сословной интерпретации. Наказ императрицы был встречен с восторгом и
умилением депутатами, которые на первом же заседании присвоили Екатерине
титул “Великой”, “Премудрой” матери Отечества. Но идеи Наказа не нашли
отражения в практической деятельности Уложенной комиссии, которая
свелась в основном к спорам между представителями разных сословий.
Дворянство жаловалось на побеги крестьян, требовало расширения своих
привилегий. Комиссия так и не выбрала новый свод законов. Под предлогом
начавшейся войны с Турцией в 1769 году комиссия была распущена.
Деятельность Уложенной комиссии показала, что русское общество не
готово, а восприятию идей “Наказа”. Политика просвещённого абсолютизма
проявлялась и в деятельности “Вольного экономического общества”, которое
было создано в 1765г по инициативе Екатерины 2. Важным проявлением политики просвещенного абсолютизма
так же относится секуляризация церковных земель (1764). У церкви были
изъяты земли и переданы в управление коллегии экономии. Этот шаг имел
важные последствия. Во-первых, государственная казна получала
дополнительные доходы, т. к на содержание церкви тратилось меньше чем
государство получало. Во-вторых монастырские крестьяне были освобождены
от барщины и переведены на денежный оброк, они получили монастырские
земли. В эпоху просвещённого абсолютизма в России крепостничество
достигло своего пика, окончательно сформировалось (в 60е годы). Для
европейских монархов был характерен резкий отход от идей "просвещённого
абсолютизма" и переход к реакции после французской революции.