Документы по теме «Государство» Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность...

0 голосов
91 просмотров

Документы по теме «Государство»
Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца. Такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.
Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя.
Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется.
Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутреннее надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым.
Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных.
Николо Макиавелли «Государь»
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Какие качества, по мнению автора, должны быть у правителя? Назовите любые шесть качеств.
3. О каких чувствах подданных по отношению к государю пишет Н. Макиавелли? Какова его позиция по этому вопросу? Как автор обосновывает свою позицию?
4. На основе авторского текста сформулируйте четыре рекомендации современному политику.
5. М. возглавил государство в трудный момент. Он обещал вывести страну из кризиса, гарантируя права собственников и свободу предпринимательства­. Вскоре, чтобы пополнить государственный бюджет, М. объявил о национализации нефтедобывающих предприятий и введении ряда государственных монополий. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить вам на вопрос.
6. Нередко высказывается оценка суждений Н. Макиавелли как аморальных. Согласны ли вы с этой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в защиту своего мнения.


Обществознание (12 баллов) | 91 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1. 1) Исторический факт о сущности правителей.
    2) Пути правления, которые может избрать правитель.
    3) Диллема о правильном пути, с рассуждением о сущности человека.
    4) Вывод в пользу пути управления страхом.
  2.  Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову,              милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом          деле, но внутреннее надо сохранять готовность проявить и                        противоположные качества, если это окажется необходимым.
5. 
Объясняется тем, что бех бюджета, без потерь, без некоторой грубости и радикальности вывести страну или управлять ею - трудно.
Как сказал Макиавели: "внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимым."
6.Да, мне кажется, что в своих текстах Макиавели отошел от морали, идя на поводу своего субъективного мнения, обобщая под ним всех людей (то есть тут обществоведческое понятие - субъективизм). Также я не считаю правильным пропогандисткая манера его слов (тут понятие пропогандизм), которая призывает правительствовать, основываясь на страхе, что является уже третьей аморальностью его слов.

(14 баллов)