Тридцатые годы стали для советского народа одним из самых тяжелых периодов, в то время как само государство сумело развить свой потенциал, а действующая власть – закрепить свое положение в обществе. Вопреки ленинским теориям, в СССР начал распространяться культ личности Сталина – псевдонима, под которым известен И.В. Джугашвили.
Многие подозревали вождя в убийстве главного идеолога революции – Ленина. Его соратники на 17-ом съезде партии попытались сместить Джугашвили с должности генерального секретаря, на голосовании, согласно более поздним исследованиям, большую часть голосов получил С.М. Киров. Однако Джугашвили сумел подделать результаты партийных выборов. Окончательно закрепив свою власть, он жестоко расправился со всеми, кто пытался ему помешать.
Сам Киров был уничтожен, все участники съезда сосланы или расстреляны.
Основную опасность для Джугашвили несла оппозиция в партии, поэтому вождь активно окружал себя исключительно преданными соратниками, создав новую номенклатуру. При помощи пропаганды он добился поддержки в обществе, себя же он окружил недалекими, но верными соратниками. Еще до середины 30-ых годов в стране сформировался тоталитарный режим. Общество жило в страхе, в эти годы были уничтожены многие представители интеллигенции, литература и наука деградировала, так как любой недалекий ученый или неумелый поэт мог получить признание, восславляя в своих теориях или литературных произведениях товарища Сталина.
В 1932-33 годах во многих регионах СССР начался искусственный голод, вызванный жесткой политикой центральных властей. Когда сельскохозяйственный сектор удалось восстановить, и поднять экономику, по народу ударили сталинские репрессии, именно этими словами чаще всего характеризуют СССР в 30-ые годы кратко. Особо жестокие репрессии пришлись на 1937 год. Прошла чистка партии, был репрессирован практически весь командный состав, из-за чего в годы Второй мировой войны командование не имело опыта ведения военных действий.
В ходе чисток были уничтожены такие партийные деятели, как Зиновьев, Пятаков, Серебряков, Тухачевский и многие другие, некоторые покончили с собой. В 1938 году цинизм сталинского режима достиг крайней точки – Бухарина, Рыкова и еще 19 членов партии обвинили в убийстве Кирова, и в целом ряде прочих преступлений. Лишь в 1939 году, на 18-ом съезде партии устав партии смягчили, массовые репрессии поддались осуждению, а Джугашвили признал факты перегиба, но возложил вину за них на партийные организации на местах.