Помогите Какое место в мировой культуре занимает жилища кочевников юрта

0 голосов
211 просмотров

Помогите Какое место в мировой культуре занимает жилища кочевников юрта


История (24 баллов) | 211 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Одним из основных объектов материальной культуры кочевников является разборно-решетчатое жилище – юрта. Юрта представляет собой не только материальную культуру традиционного жизненного уклада, но и магическую макрокосмическую модель Вселенной в сознании казахов.В современной литературе по кочевникам юрта рассматривается как модель вселенной, микромир кочевника. Хотелось подробнее остановиться на более частном аспекте осмысления домашнего пространства юрты как символа дуализма мужского и женского начал и их животворной, плодоносящей сущности. Как известно, «идеи плодородия, роста и обновления … доминировали в тюркской традиции … ориентированной на вечные животворящие силы» … Уже в процессе изготовления юрты прослеживается дуальный принцип. В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки провозил с собой жених. По свидетельству Н.И.Гродекова, у казахов «… к торжеству бракосочетания, происходящему в ауле тестя, жених приезжает … привозя с собой … для новой кибитки шаңырақ (шаңырақ – Н.Ш.), дверные косяки и половину нужных кошем».Представления казахов, связанные с юртой, носят антропозооморфный характер. Так, каркас юрты называется – үйдің сүйегі, «скелет», «костяк» юрты; центр юрты – кіндік, «пуповина»; гнезда обруча дымового отверстия юрты, куда вставляются купольные рейки уық көз, «глаза». Передняя часть юрты называется алды, «перед» задняя – арқасы, «спина»; боковые решетки – жамбас, «таз», тазовые кости. Антропозооморфные названия не только всей конструкции юрты в целом, но и отдельных ее деталей.Направленность символики юрты на обеспечение плодородия, плодовитости и т.д. выражалось и в цветовом оформлении интерьера жилища. В казахской юрте, как и в жилище большинства тюркских кочевых и полукочевых народов, в орнаментике тканых полос, ковров, занавесей народов и т.п. преобладал красный цвет, ассоциировавшийся с идей оплодотворения, роста, размножения.Место складывания семейных принадлежностей жүк маркирует самую почетную часть юрты – төр – место – обладающее «наивысшей культурной ценностью».По всей вероятности, столь устойчивое сохранение четкой маркировки почетного места төр постельным вещевым комплексом, вертикальной ее структуры, строгой последовательности ее слоев и особого способа складывания связано с представлением о связи ее с понятиями «плодородие (плодовитость) – богатство - счастье». На эту мысль наводит ряд казахских запретов, связанных с жүк: нельзя взбираться на него (жүктің үстіне шықпа), иначе благополучие, счастье уйдет (бақ кейін кетеді), станешь бедным (кедей боласың); это грех (обал болады); нельзя перешагивать через подушку, наступать на нее и т.п. На эту связь указывает и этимология слова: наряду со значениями «груз, вьюк, клад, поклажа» и т.п. Также «сложенные в юрте одеяла, подушки»  означают «беременность». На материалах южно-сибирских тюрков отмечалось, что «весь предметный набор, связанный с постелью, подчеркивал соотнесенность зоны тор с рождающим лоном».Наиболее подробное изложение  находим в монографии С.Муканова «Казахская юрта», в которой он дает строение «войлочного дома» со всем красочным убранством его внутреннего интерьера. Юрта справедливо признается одним из лучших видов переносного жилища. Она легко собирается, разбирается, удобна при перевозке вьюком, благодаря тому, что состоит из таких деревянных комплектующих, как кереге, шанырақ, уық, деревянного косяка-двери и войлочного покрытия, основания – туырлық, покрытия купола – үзік, покрытия шаңырақа – түндік.Юрта и ее внутреннее убранство в материальной культуре народов Средней Азии и Казахстана имеют, по словам С.Муканова, единый генетический корень, и лишь особенности исторического развития каждого народа внесли некоторые различия.В культурном горизонте юрты можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаңырақом, соотносясь с квадратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.Юрта делилась на женскую и мужскую, что определяется генетической предрасположенностью. Деление на четыре внутренние планировки юрты, соотносимое с четырьмя сторонами света, исходит из общей аналогии между представлениями об устройстве Вселенной (макрокосмоса) и жилища. Существенно, что правая (мужская) сторона (оң жақ) являлась наиболее сакральной частью юрты. Она была местом проведения обрядности, отмечающей наиболее важные, ключевые этапы жизненного цикла.

(282 баллов)
0

а место именно какое в мировой культуре

0

???

0 голосов

Дом на колесах
Прообразы юрты, шатры и шалаши, укрепленные на двух- и четырехколесных телегах, появились в евразийских степях на границе II и I тысячелетия до нашей эры. 
Жилища на повозках не были единственными и даже основными для кочевников. Удобные для равнин, они не годились для гористых, пересеченных местностей; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных. Подобный тип искусственного жилища — один из самых древних в мире. Еще в каменном веке охотники пользовались разборными и переносными жилищами типа чума оленеводов или типи северо-американских индейцев. 

Кочевникам-скотоводам евразийских степей нужно было усовершенствовать его, видоизменив каркас и заменив шкуры на специально скроенные войлочные покровы. Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э. – I в. н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири (II – I вв. до н. э.). 
В Центральной Азии и Южной Сибири в I тысячелетии до н. э. были распространены и полусферические шалаши из изогнутых жердей. Такого рода жилища и по сей день существуют у ряда кочевых народов Передней Азии.

Изобретение юрты
Большинство исследователей относит время изобретения юрты к середине I тысячелетия н. э. С этой поры юрта распространилась среди кочевников от Восточной Азии до Восточной Европы и вытеснила другие виды мобильного жилища. 
Древнейшие изображения юрты сохранились на японской лаковой чашечке из города Нара (середина VIII в). Здесь хорошо видны решетчатый каркас юрты, укрытый снаружи циновками.

Складывающиеся cтены
Ключевым моментом в развитии кочевнического жилища было изобретение складывающегося и разборного на звенья остова вертикальных стен. Это конструктивное решение и следует считать основным в процессе создания классического типа юрты. Благодаря этому революционному изменению конструкции жилища резко увеличилась полезная площадь, намного сократились длина и соответственно общий вес деревянных деталей (за счет уменьшения сечений) и, главное, возникло гармоничное человеку пространство. По мнению исследователей, такая конструкция появилась в древнетюркской среде (III – IIV века н.э.), вероятно, в районах Алтая, Тарбагатая и Тяныианя.

Тюркская и монгольская юрта
Существует два типа юрт: тюркская и монгольская. 
В центре монгольской юрты находятся столбы, на которые опирается светодымовой обруч, поддерживаемый прямыми жердями, укрепленными на вертикальных стенках. Поэтому монгольские юрты имеют вертикальные стенки порядка полутора метров. Столбы, наиболее длинные и тяжелые элементы юрты, сковывали подвижность кочевников. Исконный вид монгольская юрта сохранила главным образом в Монголии, Туве, Бурятии, Тибете.
В тюркской юрте создан купольный свод благодаря изогнутости жердей кровли, что позволяет не ставить опорные столбы и освободить внутреннее пространство. 
Размеры юрты зависели только от количества решеток, а из тех же элементов можно было собрать обычные, парадные и походные юрты.

От средневековых передвижные юрт до наших дней
В средние века на просторах центральноазиатских степей колесили огромные неразборные юрты, установленные на платформы, которые тянули десятками тягловых животных. Они поражали воображение и западных, и восточных современников. Впечатляет изображение такой юрты в «Книге Марко Поло», изданной Генри Юлом. А вот что писал по этому поводу в начале XVI в. Фазлаллах ибн Рузбихан: «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена зтими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».

(472 баллов)
0

а именно какое место в мировой культуру оно занимает

0

???

0

Казахскую

0

место казахское?

0

Да

0

Спс

0

слушай можешь написать 5 предложений о моем вопросе какое место занимает в мировой культуре жилища кочевников юрта пожалуйста

0

а ты всю Историю знаешь