Стихотворение в прозе — промежуточный жанр между лирикой и прозой.
Отличается от прозы отсутствием сюжета и установки на информацию либо повествование, правда отличается и от поэзии отсутствием сколько-нибудь строгой метрики, ритмики, строфики и отчетливой, регулярной рифмы. Параллельно с тем, для стихотворений в прозе характерны повышенная метафоричность, эмоциональность языка, упор на передачу субъективных впечатлений, которые чаще всего характеризуют лирическое высказывание.
Миниатюра – художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью технических приемов.
Классификация миниатюры в литературе весьма затруднена. Кто-то считает его стихотворением в прозе, кто-то маленьким рассказом, кто-то пишет, что это просто сверхмалая жанровая форма.
Образцом жанра лирико-философской миниатюры К. С. Сахаров считает "короткий рассказ" Бунина, но это не механически сокращенный "большой" рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа нужно считать совершенно неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т. п. ". Данное утверждение представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе" как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является чувство, мысль, переживание автора, т. е. лирическое начало, то для миниатюры эпической - фабульный сюжет, событие, имеющее пространственно-временную протяженность. Другими жанрообразующими признаками миниатюры являются сверхмалый объем, детализация. Миниатюра, таким образом, есть вполне законченное в себе литературное произведение, построенное в объективных образах.
Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой.
Стихотворение в прозе отличается от миниатюры более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона.