Загадки жизни и смерти, проблемы бессмертия души — это волнует каждого.
Эта проблема актуальна для всех времен. Но все значение проблемы смерти,
ее определения, ее понимания — состоит в том, чтобы решить проблемы,
связанные с жизнью: понять, в чем смысл жизни, как нужно жить здесь, на
Земле, для чего жить, как прожить свою жизнь так, чтобы не было чувства
неудовлетворенности прожитой жизнью, ощущения ее ненужности,
неудачности. Обращение к проблеме смерти имеет моральную ценность тогда,
когда смерть рассматривается как итог жизни, ее общая суммарная оценка,
как постижение глубинных основ человеческого существования. Поэтому
задача философии и этики все-таки не в исследовании «миров иных», а в
создании концепции жизни и смерти. И нет сомнений в том, что в конечном
счете в ближайшее время эта концепция будет выработана.
Жизнь и
смерть - вечная проблема человеческого существования. И она же — вечный
спор между стремлением человека к нравственно достойной жизни и
бренностью его физического существования.
Проблема жизни и смерти и
глобальная, и личная, и всемирно-историческая, и сугубо индивидуальная.
Такой и должна быть всякая философская проблема. И сегодня она все
активнее обсуждается философией, этикой, выдвигается на законно
принадлежащее ей центральное место в философии, составляет одну из
примет обновления духовной жизни в нашей стране. Проблема имеет
комплексный, многоаспектный характер. В ней можно выделить несколько
уровней — философский, психологический, этический, медицинский,
юридический, социологический.
Цель работы: Раскрыть проблему
жизни и смерти в современной науке и религии. Задачи: Дать научные
определения понятий «жизнь» и «смерть»; рассмотреть философский и
религиозный аспекты проблем жизни, смерти и бессмертия.
1. Научные определения понятия «жизнь»
Существует много определений жизни, поскольку изменялись
представления о ней, совершенствовалась научная картина мира и ее
философское осмысление. Рассмотрим несколько известных определений. Для
естествознания XIX в. наиболее удачным можно считать определение Ф.
Энгельса, согласно которому жизнь есть способ существования белковых
тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном
самообновлении химических составных частей этих тел. Данное определение
являлось фундаментом диалектического материализма и многих разделов
естествознания, развивавшихся на его основе, вплоть до середины XX в.
В XX в. понятие жизни существенно углубилось. Качественным структурным
отличием жизни на всех ее ступенях является то, что структура живого
динамична и лабильна. Живое не ограничивается белком в качестве
субстрата и обменом веществ в качестве функции. Современной наукой
полностью доказано, что качественное отличие живого от неживого
заключено в структуре их соединений, в строении и связях, в особенностях
функций, в характеристике и организации взаимодействующих процессов. В
то же время установлено полное единство в составе химических элементов
живого и неживого.
Во второй половине XX в. было предложено
следующее определение: жизнь есть способ существования материи,
закономерно возникающей на уровне высокомолекулярных соединений и
характеризующейся динамичными, лабильными структурами, функцией
самообмена, а также процессами саморегулирования, самовосстановления и
накопления наследственной информации. В этом определении жизнь
представляет собой диалектическое единство трех особенностей — формы,
функций, процессов, в то время как определение Ф. Энгельса является
диалектическим единством двух особенностей — формы и функций.