11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось
торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до
Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.
В тот день в газете «Ведомости» появилась заметка: «Была
суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского
плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и «стальной конь,
везущий сразу много много карет» впервые отправится в путь. Однако не всем
удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно,
простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал
пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по
маршруту Петербург - Царское Село».
Это была первая железная дорога общественного пользования в
России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в
стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного
сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга, Царским Селом и
Павловском. Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского
политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось
убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать
войска.
Указ императора Николая I Сенату об утверждении «Положения
об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от
Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска» был опубликован
16 апреля 1836 года (по старому стилю). 1 мая 1836 года началось строительство
железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для
приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и
паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы
уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные
поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского
Села.