Помогите пожалуйста!Составить рассказ о Костялушке

0 голосов
22 просмотров

Помогите пожалуйста!Составить рассказ о Костялушке


Литература (116 баллов) | 22 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Как будто не случилось ничего особенного. Сначала Ваня не признавался, но потом проговорился: “Нет, я косточку бросил за окошко”. Хрестоматийная история – специально для маленьких школьников: все понятно даже самым слабым ученикам. На уроке – никаких хлопот. Учителя младших классов охотно используют это произведение для формирования у детей навыков беглого чтения. Только возникают вопросы: неужели Лев Николаевич Толстой сочинял и публиковал эту миниатюру ради того, чтобы ее понимали бегло и понимали примитивно? Не формируется ли в таком чтении манера воспринимать искусство, не затрачивая чувств и душевного труда?

Вместо того чтобы развивать в себе и детях читательскую способность проникать в авторский замысел, проживать его, осознавать эти переживания, наслаждаться совершенством произведения и вступать в диалог с автором, мы привычно обманываем себя и детей: якобы вычитываем из художественного произведения банальные истины и полагаем, что читать легко, что мы это умеем. А ребенок доверчиво перенимает наше отношение к искусству, чтобы со временем передать его своим детям. Идет воспроизводство бездумного и поверхностного восприятия искусства.

Впрочем, конечно, мои обвинения не относятся к родителям и учителям, сохранившую традиционную для грамотного россиянина культуру чтения.

Хотите проверить себя, удачно ли вы приобщаете своих детей к чтению художественной литературы? Предлагаю эксперимент с “Косточкой” Льва Николаевича Толстого. Только, пожалуйста, отнеситесь к моему предложению серьезно, с осторожностью. Это тест. Приняв участие в эксперименте с “Косточкой”, вы можете узнать неприятную правду о себе, расстроиться и обидеться (скорее всего, на меня, хотя я ничуть не хочу вас обидеть). Обида и шок особенно вероятны, если у вас большой опыт работы с детьми и вполне довольны тем, как занимаетесь с ними литературой. Но только правдивая самооценка может дать верное направление и силы для самообразования и саморазвития. Так что выбирайте.

Дальнейший разговор веду с теми, кто решился участвовать в нашем суровом эксперименте.

Для начала вспомните:


Л.Н.ТОЛСТОЙ

КОСТОЧКА

(быль)

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

– Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

– Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

– Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

*

Условия в эксперименте такие.

Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:

– Станете ли вы, прочитав с детьми “Косточку”, разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот – она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?

Отложите, пожалуйста, статью и запишите свои ответы.

Записали? Теперь прочтите помещенное дальше описание обсуждение “Косточки” с учениками второго класса одной харьковской школы. Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а “после урока” ответьте на те же вопросы вторично.

Сравнив варианты своих ответов “до” и “после” урока, вы получите результат эксперимента – знания о себе.

*

Я люблю “Косточку” и с удовольствием читаю ее детям, а потом разговариваю с ними о ней и о них, об их чувствах и мыслях, навеянных этим произведением. Каждый такой разговор добавляет что-то к моему восприятию Л. Н. Толстого. Несомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли с харьковскими второклассниками. Буду благодарен вам, если вы пришлете мне свои возражения или сомнения. Вовсе не считаю, что наши выводы абсолютно верные и тем более единственно правильные. Но так ли уж важно, возникнут или нет у вас несогласия со мной и с моими маленькими собеседниками? Важнее – изменятся ли под влиянием беседы ваши ответы на контрольные вопросы, а если изменятся, то почему.

(26 баллов)