Местоположение: город Курган расположен почти в центре огромного материка Евразии, к востоку от Уральского хребта, на юго-западе Западно-Сибирской равнины, в бассейне среднего течения реки Тобол (бассейн Оби), на большом удалении от морей и океанов, в 1973 км к востоку от Москвы. Высота над уровнем моря — около 75 м. Город Курган имеет ряд преимуществ от своего географического положения: рядом — Казахстан, Урал, богатый топливно-энергетический Север.
Климат: по общим характеристикам климат в городе Кургане относится к умеренному континентальному (переходный от умеренно-континентального к резко континентальному), характеризуется особенностями, свойственными зоне лесостепи всей Западно-Сибирской низменности (холодная малоснежная зима и тёплое сухое лето). Уральские горы, препятствуя прохождению влажных воздушных масс, усиливают континентальность климата.
История: город Курган имеет более чем двухвековую историю: основан как крестьянская слобода на реке Тобол, рядом с Царёвым Курганом. Основателем слободы был русский крестьянин Тимофей Невежин. Статус города Курган приобрел по указу Екатерины II в 1782 году.
До конца XIX века развивался медленно, являясь одним из ссыльных мест. В разные годы здесь отбывали ссылку тринадцать декабристов, среди них: Вильгельм Кюхельбекер, Андрей Розен, Михаил Нарышкин.
С пуском в 1894 году через Курган Транссибирской магистрали, связавшей Курган с центром России, город приобрел важное экономическое значение. Появились промышленные предприятия местных предпринимателей и иностранных монополий. Особенно Курган славился своим маслом, которое поставлялось в торговые центры России и за рубеж. Благодаря Курганским маслоделам, Россия в начале ХХ века вышла на второе место по экспорту масла.
Курган продолжал бурно развиваться в годы Великой Отечественной войны, тогда он принял 15 промышленных предприятий, эвакуированных из западных областей и около 20 тыс. населения.
С 1943 года город Курган – областной центр Зауралья, где проживает треть населения Курганской области. В пятидесятые годы XX века в городе развернулось строительство ряда крупных предприятий. Заложены и введены в строй заводы Химического машиностроения, Арматурный, Автобусный и Курганская ТЭЦ. Уже в 1953 году объем строительных работ в городе вырос в 11 раз по сравнению с 1940 годом.