Home » Сочинения по русской литературе » Тургенев Иван » Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг»
Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг» 2 января 2010
(1 вариант)
Природа
помогает писателю глубже проникнуть в изображаемое событие,
охарактеризовать героя, точнее определить время и место действия.
В
своих произведениях И.С. Тургенев не раз пользуется описаниями природы,
которые делают художественный текст выразительнее, красочно богаче.
Например, в основе названия одного из рассказов цикла «Записки
охотника» – точно указанное место, Бежин луг, на котором разворачиваются
основные события произведения. Заблудившись, рассказчик вышел к Бежину
лугу, где и познакомился с крестьянскими ребятишками, которые говорили о
народных поверьях, приметах, веры людей в добрых и злых духов.
Рассказ
«Бежин луг» начинается с описания прекрасного летнего июльского дня.
Здесь И.С. Тургенев использует эпитеты: «заря… разливается кротким
румянцем», «солнце – не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман»,
«цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый», метафоры: «солнце… мирно
всплывает», «облака… почти не трогаются с места», «краски все смягчены»,
сравнения: «облака исчезают… как дым», «как бережно несомая свечка…
вечерняя звезда», которые передают красоту, разлитую в природе.
Пейзажные зарисовки отражают отличное настроение, прекрасные впечатления
рассказчика. Состояние безмятежного покоя, тишины, исходящее от
природы, передается и читателю, который становится как бы соучастником
событий и чувствует, так же как и рассказчик, все грани июльского дня и
наступающего вечера: и «алое сияние… над потемневшей землей», и «печать
какой-то трогательной кротости», и «накопившийся зной», и запах полыни,
ржи, гречихи.
Смена
пейзажа передает изменяющееся настроение рассказчика, его тревогу,
волнение. Вместо ярких красок летнего дня появляются темные и черные
цвета: «темным и круглым буром», «угрюмый мрак», «чернея», «синеватая
воздушная пустота». Природа отражает состояние охотника, поэтому
используемые писателем эпитеты и метафоры создают атмосферу страха: в
лощине «было немо и глухо», «места, почти совсем потонувшие во мгле»,
«нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука», «очутился над
страшной бездной». Вместе с рассказчиком читатель тоже ощущает страх и
волнение.
Таким образом, пейзаж в рассказе «Бежин луг» помогает
читателю глубже передать изменяющееся настроение рассказчика. И.С.
Тургенев – мастер пейзажных зарисовок, поэтому природа у писателя – тот
художественный образ, который раскрывает психологическое состоние
героев.
(2 вариант)
В рассказе И.С. Тургенева «Бежин
луг» природа является источником вдохновения, тайны для взрослых и
детей, но это не единственная ее роль.
Рассказ начинается с
описания июльского дня, с утренней зари и до вечерней звезды проходит
этот день перед нами. Тургенев часто говорил, что природа говорит на
своем языке, только голоса у нее нет. Автор рассказа дает ей возможность
поговорить с нами: разговор ведут пищащие летучие мыши, шорох крыльев
ястребков, крики перепелов, звуки шагов, плеск рыбы, шум тростника,
какой-то «зверок слабо и жалобно пискнул между корней». На смену
реальным звукам дня и ночи приходят звуки таинственные, создающие
атмосферу сказочности: «Казалось, кто-то долго, долго прокричал под
самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким,
острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке».
Каждый
фрагмент пейзажа – художественное полотно: облака подобны островам,
разбросанным по реке, которая обтекает их прозрачными рукавами ровной
синевы.
Наверное, у горизонта река земная и река небесная сходятся.
Природа
в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий
чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его
охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то
некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для
тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра,
теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они
населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и
русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через
сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у
жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил
был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы
сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то
захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни,
реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает
страх и восхищение. Не все суеверны, но даже реалист Павел слышит голос
утонувшего Васи и верит в водяного.
Вместе с охотником и ребятами
из рассказа «Бежин луг» мы видим, слышим, разговариваем с природой,
понимаем, как и почему когда-то предки «населили» природу духами.