Родиной первого промышленного переворота была Англия - в последней трети XVIII - середине XIX в. Социально-экономические предпосылки для его осуществления вызрели в этой стране в середине XVIII в. Важным фактором промышленного переворота стала буржуазно-демократическая революция середины XVII в., которая ликвидировала основные препятствия развитию предпринимательства, расчистила путь для становления индустриального общества.
Этому способствовал и аграрный переворот XVI - XVII вв., Вследствие которого ускоренными темпами развивалось высокотоварное, базирующееся на фермерской основе, сельское хозяйство. Английские фермеры интенсивно хозяйничали, улучшая агротехнику и агрокультуру. Распространилась сивозминна система, травосеяния. Широко применяли паровые плуги, машины, дренажные работы, использовали минеральные удобрения. Аграрные сдвиги способствовали высвобождению большого количества людей и создали резерв дешевой рабочей силы, необходимой для развития фабрично-заводской промышленности.
До второй половины XVIII в. в Англии завершилось формирование нации - важного политического фактора, который имел большое влияние на становление экономической основы цивилизации нового типа. В это же время в стране произошло становление единого национального рынка, который стимулировал развитие хозяйства в целом.Внешнеэкономические предпосылки промышленного переворота в Англии заключались в безоглядном ограблении колоний. На конец XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую морскую и колониальную державу мира. Огромные прибыли, которые обеспечивались господством в мировой торговле, использованием несметных богатств Северной Америки, Индии и других колониальных владений, вкладывались в английскую промышленность.
Чрезвычайно благоприятными для промышленного переворота было географическое расположение Великобритании и природно-экономические условия страны - водные коммуникации, удобные гавани, большие залежи железной руды и угля, наличие сырья для текстильной промышленности.Постоянный спрос в Европе на английские изделия, вызванный непрекращающимися войнами, обеспечивал им рынок сбыта и тоже способствовал осуществлению промышленного переворота. Не последнюю роль в этом сыграла и политика протекционизма и меркантилизма, которую проводил английское правительство. Важным фактором промышленного переворота был выход на качественно новый технический уровень английского хлопковой промышленности, что обеспечивался постепенным внедрением в текстильное производство новых машин и механизмов. Механик Джон Кэй в 1733 усовершенствовал ткацкий станок "летучим челноком". Изобретателем - ткачом Джеймсом Харгривсом в 1764 была изобретена механическая прялка "Дженни", на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В последней трети XVIII в. С. Кромптон создал "мюль-машину", которая базировалась на принципах работы прялки "Дженни", но изготавливала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Она распространилась в производстве и стала технической основой механизированного пряден
Применение машин ускорило развитие металлургии, угольной промышленности. Возникло машиностроение, основу которого составляли изобретение и широкое применение токарного станка и сверлильной машины. Рост промышленного производства обусловило появление новых более совершенных и скоростных транспортных средств. Наличие паровой машины сделало возможным ее применение на железнодорожном и морском транспорте. В 1812 в Англии пущен пароход на реке Клайд. В то же время начались эксперименты на железных дорогах. Р. Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжил его поиски Дж. Стефенсон, создавший самоходную паросиловой установки на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона в 1829 прошел первые испытания и развивал скорость 22 км / час. В 1830 была построена первая в Англии и мире железная дорога, которая соединила Манчестер и Ливерпуль и имела большое хозяйственное значение. Строительство железных дорог вызвало коренные изменения в экономике Англии, создав стабильные коммуникации между различными районами и отраслями промышленности.
Промышленный переворот изменил экономическую географию Англии. Возникли новые промышленные районы, которые специализировались на производстве отдельных видов товаров и продуктов. Значительно выросли объемы промышленного производства. К середине XIX в. Англия превратилась в "мастерскую" мира, производя около половины мировой промышленной продукции, и заняла исключительное положение в мировом хозяйстве и международной политике.
Победа машинного производства в Англии дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составлял 45,5% занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений. К концу XIX в. в городах проживало почти 75% населения