Формирование древнерусской народности
В конце X в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — Русь. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского!» С такими настроениями они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины принимались в княжескую дружину.
В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов, затем они сплавлялись по воде к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык.
Принятие христианства и вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживавшее на территории одного государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с радимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность.
2. Основные слои населения Древней Руси
Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
Князь
Правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую.
С принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
Основной массой населения Древнерусского государства являлись свободные земледельцы — люди, которые объединялись в общины.
3. Земельные отношения
Главным занятием населения Руси оставалось сельское хозяйство. Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. На таких землях возводились княжеские хоромы, хозяйственные постройки. Здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.С возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами или челядью. Большинство из них работали на земле князей и вотчинников. Были среди них и слуги.
Эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Существовали и иные категории зависимых людей: смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя; закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), которую они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.