Придумать "запоминалку" (акрофонизм) для современного алфавита. помогите пожалуйста

0 голосов
130 просмотров

Придумать "запоминалку" (акрофонизм) для современного алфавита. помогите пожалуйста


Русский язык (31 баллов) | 130 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

 Помните, как звучит старославянская азбука? Аз Буки Веди и далее до «Ижицы»? А как это будет по-русски?
Аз Буки Веди - «Я буквы знаю»…
   Чудная она всё-таки и не такая простая. В её коротком, уже не совсем понятном местами, тексте дана мнемоническая формула для запоминания азбуки. Хотя существует гипотеза о том, что Кириллова азбука – это перечень первых слов древнего акростиха – молитвы, в котором вертикально читаются не первые буквы, а первые слова. Может и так, но и по дошедшим до нас из девятого века словам мы чувствуем, что вся она, молитва-азбука, наполнена христианской символикой с её серьёзными нравственными ориентирами.
   Судите сами - с самых первых шагов в обучении она приобщала детей не только к культуре родного языка, но и к успешному постижению наук вообще!
   Ибо, или ты Мыслишь, и тогда ты – Херувим, или ты никто, то есть Червь. Вот такая в азбуке безальтернативная идеологическая вертикаль!
  Неудивительно, что в царской России так высоко ценилось образование.
   Хотя дети во все эпохи оставались детьми! Они по-своему перекладывали мудрёные названия букв: Аз – аляшки, Буки – букашки, Веди – ведяшки, Глаголь – голяшки… Но как бы малыши ни игрались поначалу с буквами азбуки, что абсолютно нормально, они подспудно воспринимали и идейную установку текста азбуки. А она не просто стимулировала познавательную деятельность, но и внушала нравственные законы: «Глаголь: Добро Есть!», «Рцы Слово Твёрдо!»
   Так обучали и воспитывали наших предков в течение многих веков вплоть до революции 1917 года. Реформа письменности тогда значительно упростила русский алфавит, это все знают. Но вот что осталось прежним - пока ребёнок не научился читать, для него любые буквы – это ещё не символы. Буква ещё не звучит, она, как и простая линия на песке или на асфальте - имеет «объем», внутреннее пространство, в котором всё ещё можно поиграть, выстраивая собственные фантазийные модели. И чем больше фантазии проявляется, тем более глубоким и творческим в последствие будет мышление юного ученика.
   С другой стороны через годы воображаемые образы сотрутся, а моральная составляющая изначально заложенной информации останется!
   Так было и сто, и триста лет назад, так оно и теперь. Это знает и талантливый учитель, и талантливый родитель. А теперь ещё и маркетологи… но не будем о грустном.
   Тогда, в начале прошлого столетия, когда Кириллова азбука стала уже частью истории, то ей на замену обязательно нужно было сочинить новую запоминалку. Лёгкую изящную по форме, и мудрую по смыслу.
   Так уж вышло, что я знаю одну старую запоминалку русского алфавита. Она записана со слов Екатерины Фёдоровны Гришиной (в девичестве Кренёвой). Родилась она в 1926 году в Архангельской области, но рано осиротев, воспитывалась и росла у тётушек в Москве. Поэтому точно указать происхождение запоминалки сейчас невозможно. Может она наша северная, может и московская. Ни самой Катерины Фёдоровны, ни её воспитателей в живых уже нет.
   Давно хотела написать статью об уникальной лингвистической диковинке, но сомневалась, так ли я всё помню. Почему концовка выглядит как «не доделанная»? … Хотя… в Кирилловой азбуке также отсутствует словесное описание последних букв…
   Но почему пропущены Й, а потом ещё Ъ, Ы, Ь? В общем, были вопросы к себе. Решила уточнить в интернете. А нет такой! Может в академических библиотеках она имеется, зафиксированная в отчете какого-нибудь специалиста, а здесь в сети не существует!
  
   Вот и предлагаю вам в канун нового учебного года эксклюзивную занятную запоминалочку. Пусть она станет добрым другом для ваших потомков. Ей, кстати, выходит уже около ста лет, судя по Катиным датам.

   Так её и назову « Катина запоминалка русского алфавита»:

   Аннушка, Бабушка Вам Говорила

– Дедушка Ездил Жениться Зимой!

   И Кла-а-анялся:

   Лидушке, Милушке, Нинушке, Олюшке, Полюшке.

   Рыжа Собака Торчит У ворот,

    Филин Хлопочет,

   Царь Читает:

    Ш,Щ,

    Э,Ю,Я.

   Вот написала и вдруг поняла, почему на последние буквы алфавита нет словесных обозначений: Здесь важны последние слова «Царь Читает». Потому что с этого момента в запоминалке ребёнок сам «превращается» в царя и он читает, а именно, уверенно декламирует оставшиеся буквы: «Ш, Щ, Э,Ю,Я».
   Теперь он царь, потому что он читает!!! Попробуй не научится Русскому языку при такой изначальной мотивации!
   Я Царь, а потому - Читаю! Я Читаю, значит - я Царь!

   Может, сбудется многолетняя мечта русского народа и г-на Фурсенко с позором снимут с должности. И вот тогда, в букварях, на уютном форзаце, где в старые добрые времена рисовали алфавит в картинках, будет напечатана « Катина запоминалка», можно и с картинками.
  
Пусть Царь читает!

(423 баллов)