Тема воспитания в комедии «Недоросль»
является основной. Об этом свидетельствует уже само название произведения.
«Недорослями» называли необразованных молодых дворян, которые, по указу в 1714
году Петра I, без свидетельства об образовании не имели права поступать на
службу и жениться (сама комедия была написана в 1781 году). Сам Фонвизин,
человек, поддерживающий идеалы просвещения, остро реагировал на нежелание
дворянской молодежи учиться и устаревшую, нуждающуюся в реформах систему
образования в России.
В «Недоросле» тема воспитания затрагивает
практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к
классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и
отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся
Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и
Скотинин.
Анализируя героев более подробно, можно
заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства
Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан.
Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию –
по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего
дожили. К деушкам письма пишут!