«Русские народные праздники и песни годового календарного
круга».
Годовой календарный круг – это народный календарь, соединяющий в
себе праздники земледельческого, православного и государственного календаря.
Это - годовой цикл обрядов и песен, совокупность духовной жизни славянских
народов России. Осень, зима, весна, лето – шли в своей круговой череде из года
в год, из века в век времена года. И каждому времени года на Руси
соответствовали свои праздники, обряды и песни.
1.
Дожиночные ( Обжиночные) песни.
В XV - XVII веках Новый год на Руси праздновался 1 сентября.
После сбора урожая, когда амбары были заполнены зерном, убраны на хранение
овощи и фрукты, можно было праздновать и веселиться. Сейчас этот день совпадает
со старинным праздником « Дожинки» или « Обжинки», который отмечают в деревнях
России и Белоруссии 28 августа (по православному календарю – « Успение
Пресвятой Богородицы»). Дожиночные песни – пелись во время работы жниц, которые
дожинали последние участки неубранной нивы. Короткие, повторяющиеся фразы,
узкий диапазон мелодии, минорный лад песни «Жнеи, мои жнеи» сопутствует
однообразным трудовым движениям и усиливает настроение: большая усталость от
тяжёлого труда.
Мелодии, звучащие на празднике по случаю окончания жатвы, иного
характера. В них преобладает мажорный лад, подвижный темп, чередуются светлые и
задорные девичьи, и удалые и мощные молодецкие интонации.
1.
Традиции зимних праздников ( Заклички зимы, зимние посиделки,
Рождество и колядование, рождественские гадания.
К середине октября в средней полосе России уже выпадал первый
снег. (14 октября – праздник Покров). В деревнях после осенней распутицы ждали
большого снега, установления санного пути. Песня этого времени – закличка
«Зазимка – зима». Короткие повторяющиеся мотивы, ладовая неопределённость
(всего 4 звука) говорят о её древних, языческих корнях. С ноября, длинными
холодными вечерами начинались зимние посиделки – засидки. Они сопровождались
пением песен, рассказом историй и сказок, игрой музыкантов - умельцев на
балалайке или гармошке.
Девочки – подростки и девушки пряли пряжу, мечтая под мерное
потрескивание лучины и жужжание прялки о женском счастье или переживали свои
сердечные страдания. Об этом – песня « То не ветер ветку клонит». Она известна
многим любителям русских песен. Широко льётся мелодия, восходящие скачки
заполняются плавным поступенным движением. Спокойный ритмический рисунок
сочетается с минорным ладом мелодии, придавая музыке характер неторопливой
исповеди. Музыку этой песни сочинил известный русский композитор 19 века
Александр Алябьев, но воспринимается она слушателями, как истинно народная.
Рождество - один из самых значимых зимних праздников на Руси.
Огромно многообразие песен этого времени - колядки, авсеньки, таусеньки,
щедровки, виноградья, величальные, подблюдные. Колядовать – значило в ночь
накануне Рождества (в Сочельник), ходить по домам соседей и петь песни –
колядки. Ходили дети и молодёжь, обязательно со звездой и колокольчиком,
обрядившись в маски и костюмы (медведя, козы, птиц и др.). Придя к соседям,
ряженые славили хозяев, желали им здоровья и богатства, а те в ответ должны
были одарить пришедших орехами, конфетами или мелкими деньгами. Многие песни
такого праздника сопровождались припевом со словами «коляда». От Рождества до
Крещения (с 7-го по 19-е января) – время девичьих гаданий. Гадали на петухе,
воске, зеркале, блюде. Поэтому гадальные песни называют ещё подблюдными. Вот
одна из них:
Уж я золото хороню, да хороню, Моё золото пропало, чисто серебро
пропало, Чисто серебро хороню, хороню. Пал перстень в калину - малину, чёрную
смородину. Я и у батюшки в терему, в терему, Очутился перстень у дворянина да у
молодого Я и у матушки в высоком, в высоком! На правой ручке, на малом мизинце.
С 1800 года по указу Петра 1 Новый год на Руси стали отмечать
как в Европе, в ночь с 31-го декабря на 1-е января. А песни в народе пелись те
же, только слово « коляда» заменялось на «авсень» или « таусень», что говорило
о их принадлежности Новогоднему празднику..