Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у
учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его
строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на
основе изучения приспособленности растений к распространению семян;
развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;
сформировать умения по классификации плодов и определении признаков
приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Приёмы: кластеры.
Оборудование:
таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов
(натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие
плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и
многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение
цветка» - у каждого ученика.
Ключевые слова и понятия: цветок, плод,
семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды,
односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Проблемный вопрос.
Где образуются плоды и зачем они нужны?
-Что же такое плод?
Откройте параграф 30, и ответьте на вопрос.
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это орган цветкового растения. (запись в тетрадь)
- Перечислите, у каких растений есть плоды.
-Есть ли плоды у папоротника?
(Обсуждение ответов учащихся – у папоротника нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег)
Итог: плод образуется только на месте цветка.
- Какое строение имеет плод? (ответы детей)
Плод
состоит из околоплодника и семян. Околоплодник- разросшиеся и
видоизменившиеся стенки завязи. Семяна образуются из семязачатков.
После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.
Образование плода:
ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД
СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ
СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК
-Ребята сформулируйте полное определение плода. (ответы детей)
Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
- А все ли плоды одинаковые? (ответы детей)
- Докажите!
Классификация плодов:
Простой (если в цветке только один пестик) пшеница, горох
Сложный (если в цветке несколько пестиков) малина, ежевика.
По количеству семян:
Односемянные
Многосемянные (приведите примеры)
По характеру околоплодника:
Сочные
Сухие (приведите примеры)
Плоды бывают:
Вскрывающиеся
Невскрывающиеся