Из сказанного видно, что мировой опыт исследований массовой коммуникации - это в первую очередь и по преимуществу опыт американский. В отечественной науке проблемы массовой коммуникации сталиобъектоМ самостоятельного теоретического анализа сравнительно недавно. Сам термин «массовая коммуникация» в Советском Союзе находился под запретом как буржуазный, периодически его предлагалосьзаменить термином «массовое общение», а та дисциплина, которая наЗападе получила название «теория массовой коммуникации», У насименовалась «социологией журналистики», причем специально оговаривалось, что советская социология журналистики не имеет ничего общего с западными исследованиями такого рода 1.
Отечественная социология массовой коммуникации развивалась в основном в рамках журналистики, психологии, лингвистики, изучающей языковую коммуникацию, в русле исследования общественногомнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность средств массовой коммуникации.
Из дореволюционных исследований в России следует отметить отдельные исследования уровня грамотности потенциальной аудитории. Так, в 1895 г. вышла в свет интересная книга известного русскогопросветителя и книговеда Н.А. Рубакина «Этюды о читающей публике». В 1906 r. появилась интересная работа отечественного социолога В.М. Хвостова под названием «Общественное мнение и политическиеПартии». Хвостов связывал зарождение общественного мнения с инТересами определенных социальных групп. Очевидно, что опыт осМысления такого явления, как общественное мнение, накапливался, Но исследования не были комплексными и рассматривали метод изуЧения, а не его предмет.
1 Подробнее см: Дьякова E.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблеМа конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999.
Что касается советского периода истории, то на исследователей занимавшихся изучением различных аспектов Функционировани~ средств массовой информации и пропаганды, оказывал ось значительное идеологическое давление. Достаточно сказать, что статьи по этойтеме обычно публиковались в сборниках под названием «Вопросы теории и методов идеологической работы». Поэтому изучение специфики деятельности средств массовой информации и эффективности их воздействия на аудиторию в лучшем случае осуществлялось Под грифом «Для служебного пользования», а в худшем - не осуществлялось вообще (за исключением периода «оттепели» 1960-х гг., когдабьт проведен ряд любопытных исследований, особенно в Прибалтике). И даже если такого рода исследования удавалось провести, нагосподствующую медиареальность они не оказывали ни малейшеговоздействия