Жанр лирического произведения – простое стихотворение. Оно посвящено
природе и удивительным её созданиям – стрекозам. Автор ведёт рассказ о
каком-то спокойном месте, где летом стрекозы «ведут весёлый хоровод» и
взывают своими песнями к ним присоединиться. Создаётся ощущение жаркого
полудня в тени деревьев на берегу реки, где толпой резвятся эти чудные
насекомые, завлекая освежиться в прохладном омуте.
После
прочтения стихотворения проникаешься умиротворённым настроением
уставшего от жары мальчика, который пытается себя как-то развлечь в
летней полуденной тиши. Ему мерещатся весёлые танцы и песни стрекоз, он
словно хочет присоединиться к ним, но не решается, да и непонятно, куда
они могут затянуть.
Стихотворение построено довольно просто:
четыре четверостишия, первое – вводное, а последующие – песнь, призыв
хоровода стрекоз. Всё стихотворение написано с помощью трёхсложного
размера – амфибрахия и перекрёстной рифмы.
Толстой использует
различные приёмы, чтобы полностью передать чувства и настроение.
Например, олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут
хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых, действительно
с тобой разговаривающих. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает
красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречается несколько
повторов: «Где гнутся над омутом лозы,
Где летнее солнце печёт…»,
«Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в
полной мере передают нам атмосферу стихотворения.
Главная идея
произведения – это, скорее всего, мысль о том, что в летний знойный
полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не
потерять реальность и не принять воображаемые образы за
действительность.
Это стихотворение вызвало у меня двойственное
чувство. Оно, конечно, очень красиво и точно написано, прекрасно
передаёт летнюю картину, но остаётся какая-то недосказанность, как будто
должно быть продолжение у этой песни, у этой истории.