1.Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, беспечность, необузданность. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство). Общество, где нет неравенства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно такое общество рождает героические характеры.
Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества http://vsesochineniya.ru/n-v-gogol-taras-bulba-glava-iii-iv.html
2.Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:
«Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
3.Руководили выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков».
4.Законы запорожской Сечи:
1.Сечь для каждого козака-родной дом.
2.Всё, чем жил человек до прихода в Сечь забывалось.
3.Основное время -гульбе
4.Воспитание и образование юношества проходило в битвах, которые были беспрерывно.
5.Женщины не смели показываться даже в предместьях Сечи.
6.Единственной церимонией в Сечи было то, что каждый пришедший обязан был явиться к кошевому, подтвердить свою веру в Христа, святую троицу, перекрестится при этом.
7.Церковь, в которой молилась Сечь, каждый готов был защищать до последней капли крови.
8.Посты не соблюдались.
9.Козак никогда не торговался: или отдавал всё, что было, или забирал даром.
10.В Сечи всё было у куренного атамана: деньги, платья, харч, каша, топливо. Ему же отдавали деньги под сохран.
11.Если козак проворовался, то это считалось позором для всего казачества. Провинившегося првязывали к позорному столбу, клали рядом дубину, каждый проходящий обязан был его ударить, пока не забивали насмерть.
12.Не платившего должника приковывали к пушке, пока товарищи не выкупали его и не отдавали за него долги.
13.В бою действовал принцип: сам погибай. а товарища выручай.