Хлестаков — самый трудный образ в пьесе. Помотрим, что же
представляет из себя этот герой. Хлестаков — мелкий чиновник, человек
ничтожный, всеми порекаемый. Его презирает даже собственный слуга Осип, его
может оттаскать за вихры отец. Он беден и не способен работать так, чтобы
обеспечить себе хотя бы сносное существование. Он глубоко недоволен своей
жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют
ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься
лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и
позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом
значительным.
Мир, в котором живет Хлестаков, непонятен ему самому. Он не в силах постичь
связь вещей, представить себе, чем в действительности заняты министры, как
ведет себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков,
но счастливее и удачливее. Интересно то, что и городничий, и его приближенные,
которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему
неглупыми, ничуть не смущены враньем Хлестакова. Им тоже кажется, что все дело
в случае: повезло — и ты глава департамента. Никаких личных заслуг, труда, ума
и души не требуется. Надо лишь кого-то подсидеть. Разница между ними и Хлестаковым
только в том, что последний уж откровенно глуп и лишен даже практической
сметки. Будь же он поумнее, пойми сразу заблуждение городской верхушки, он
начал бы сознательно подыгрывать. И несомненно бы провалился. Хитрость,
продуманная ложь не провели бы на мякине внимательного городничего. Недаром
гордится Антон Антонович: “Тридцать лет живу на службе.. . мошенников над
мошенниками обманывал. Трех губернаторов обманул! ” Городничий не мог
предположить в Хлестакове лишь одного — чистосердечия, неспособности к
созидательной, продуманной лжи.
А между тем это одна из основных черт Хлестакова, делающая его героем
“миражной” интриги. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно
непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Его морили
голодом в гостинице, над ним висела угроза ареста — и он льстиво молил слугу
принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга
и нетерпения. При виде тарелки супа Хлестаков забывает о том, как минуту назад
униженно клянчил еду. Он уже вошел в роль важного господина. Совершенно
справедливо комментирует суть этого образа Манн, исследователь творчества
Гоголя: “Он, как вода, принимает форму любого сосуда. У Хлестакова
необыкновенная приспособляемость: весь строй его чувств, психики легко и
непроизвольно перестраивается под влиянием места и времени”.
Хлестаков соткан из противоречий. Безумное, алогичное вранье его, по сути,
глубоко соответствует времени принципиального алогизма. Хлестаков — фигура
общечеловеческая, но этот тип достиг апогея в николаевскую эпоху, достойно и
полно иллюстрирует ее, раскрывая глубинные пороки того времени. Чиновники
прекрасно видят, что он глуп, но высота чина затмевает любые человеческие
качества.
В каждом из персонажей пьесы немало хлестаковщины. Таков авторский замысел.
Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той
или иной степени. Они комичны, лишь собранные воедино и выставленные на сцене.
Самой яркой иллюстрацией тому служат мечты городничего о будущей жизни в
качестве тестя великого человека. И он, и Анна Андреевна представляют себе не
просто роскошь, но такую роскошь, которую унижают их теперешняя жизнь, их
теперешние знакомства. Антон Антонович рисует картину: “...Поедешь куда-нибудь
— фельдъегеря и адъютанты поскачут везде.. . Хе, хе, хе, вот что, канальство,
заманчиво! ” Таким образом, мы видим, что представления Хлестакова и
Сквозник-Дмухановского о шикарной жизни в основном совпадают. Ведь
хлестаковские “тридцать пять тысяч одних курьеров” ничем не отличаются от
фельдъегерей и адъютантов, которые в мечтах городничего “поскачут везде”.