Президент России в каждом своем послании Федеральному Собранию обращает свое внимание законодателей, исполнительной власти и всего общества на опасный характер коррупции. «…Нынешняя организация работы госаппарата… - подчеркивает он – способствует коррупции», «Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер, тем больше взяток и чиновников, их берущих».
По оценке Генеральной прокуратуры России, в 2002 году чиновниками получено взяток до 16 млрд. долларов США.
Однако, понятие коррупции выходит за рамки взяточничества. В документах ООН и Совета Европы коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.
Коррупция не является собственно российским изобретением. Нет ни одной свободной от нее страны. Коррупция сопровождает государство на протяжении всей его истории. Она была известна в глубокой древности государствам Китая, Египта, Греции. Коррупция существует в современных странах, в том числе с наиболее развитыми демократическими традициями.
Согласно исследованию, проведенному с участием Европейского банка реконструкция развития, 45% опрошенных западных бизнесменов заявили, что в Центральной и Восточной Европе дача взятки – обычная практика, 80% указали, что расходы на взятки себя оправдали.
По данным американских экспертов, большинство крупных международных контрактов заключается с компаниями, давшими взятки. Компании, вкладывающие капиталы в других государствах, выделяют целевые средства на взятки местным властям. Эти затраты включаются в себестоимость производства и таким образом закладываются в стоимость товаров и услуг.
В большинстве государств подобное положение не только не пресекается, но и признается полезным и необходимым.
Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. Рассматривая коррупцию как своего рода дополнительный налог на бизнес, они пришли к выводу, что каждое увеличение ставки этого налога на один процент сокращает приток прямых инвестиций в экономику страны на пять процентов, а сокращение коррупции до уровня Сингапура имело бы влияние на объем инвестиций, равное уменьшению налога на прибыль предприятий на 20%.