В начале Средневековья европейцы более всего читали Евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.
С VI—VIII веков в культуру Западной Европы всё больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни. В хрониках события излагались по годам, так как они следовали друг за другом. Повествование начиналось обычно от Сотворения мира и заканчивалось современными событиями. Наряду с тем что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы.
Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счёта времени — от Рождества Христова.
Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни — сказания о великих героях прошлого. Их исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле (маленькой скрипке). С течением времени одни песни соединялись с другими. Так возникли великие средневековые эпические поэмы (эпо- сы): англосаксонский «Беовулъф», скандинавская «Старшая Эдда», немецкая «Песнь о Нибелунгах». На протяжении всего раннего Средневековья эпосы существовали только в устной форме. Позже их стали записывать, поэтому, к счастью, мы можем сейчас прочитать многие из них.