Защищая свое право на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования. Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мяр тревог и битв» (глава 3); не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми (глава 4); не самоограничение и аскетизм монахов, а полнота жизни, радость бытия (глава 5) -таковы жизненные идеалы Мцыри, отстаиваемые им в споре с монахом .
Обетованной землей представляется ему страна отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством (глава 7). Мысли и желания героя высоки и бескорыстны. Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он не принимает мир как данность, он хочет проникнуть в самую суть бытия,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы
стремление с точки зрения монахов, совершенно бунтарское, крамольное.
Церковная мораль и живая жизнь несовместимы-вот вывод, который следует из рассмотрения глав «исповеди» . Вот главная причина разрыва героя с монахами.