Как бывает
размытой и нечеткой граница между светом и тенью, так же размыта она между
добром и злом. Жизнь убедила нас в том, что не всегда можно достоверно определить,
где кончается добро и начинается зло, какая сила творит на земле зло, а какая –
совершает благо. Так и в романе великого Булгакова соседствуют две силы,
воплощенные в образах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима и
Воланда, сатаны в обличье человека.
Добро и зло
существуют вечно, говорит нам Булгаков, и помещает Иешуа в библейские времена,
а Воланда переносит на 20 веков вперед. Иешуа приходит в Ерушалаим, чтобы
принести с собой свет добра и умереть за него, а Воланд в Москву – чтобы обличить
глупость, лицемерие, лживость, предательство, т.е. всё то, что является
проявлением зла.
Добро и зло –
две противоборствующие стихии, но они неразрывно связаны между собой и не могут
существовать отдельно. Так, противоборствуя, связаны Иешуа и Воланд. Их
взаимосвязь можно выявить, если внимательно изучить словесные портреты этих
персонажей.
Воланд «по виду – лет сорока с
лишним», а Иешуа – двадцати семи;
Воланд «был в дорогом сером
костюме… Серый берет он лихо заломил на ухо…», Иешуа одет «в старенький и
разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком
вокруг лба…»
у Га-Ноцри «в углу рта – ссадина с
запекшейся кровью», у Воланда был «рот какой-то кривой»,
«Под левым глазом у человека
(Иешуа) был большой синяк…», а у Воланда «правый глаз черный, левый почему-то
зеленый»;
Воланд заявлял, что он полиглот, а
Иешуа кроме арамейского языка знал еще греческий и латынь.
А вот как эта взаимодополняемость добра и зла
раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать
над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы
выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов
и людей».
Понятно, что задача Воланда - уравновешиванье сил добра и зла, осуществление
справедливости.
Этот полномочный
представитель зла появляется на Патриарших прудах перед Берлиозом и Бездомным – советскими литераторами, сидящими на лавочке и спорящими о Христе. Воланд намерен убедить их в существовании как Бога, так и дьявола. Дьявол-Воланд существует, потому что Бог-Иешуа есть, и отрицание его есть отрицание своего собственного существования.
Какова же миссия
Воланда? Что привело его в Москву 30-х гг.? Необходимость выявить и истребить
злое начало в человеке? Думаю, да, потому что Воланд, в отличие от Иешуа, изначально представляет всех людей отнюдь не добрыми, но злобными, ущербными и порочными. Он прибыл в Москву сеять зло, но
здесь ему уже нечего делать: зло проникло во все закутки человеческой деятельности, заполонило собой и город, и души его жителей. Всё, что остается Воланду, – обнажать
зло, высмеивать людские пороки, глупость, наивность, вульгарность. Воланд видит
свою задачу лишь в том, чтобы гения с его талантом освободить от московского
мрака, подарить ему покой и вечность.
Воланд в
обличьи мага вместе со своей свитой разоблачает гнусные пороки москвичей: их
жадность, лицемерие, ложь, а потом каждый из них получает свою порцию наказания
позором.
Призвание Воланда, назначение его свиты - карать тех, кто недостоин света и покоя. Этим занимаются они много веков кряду.
Апофеозом
этого я считаю великий бал у сатаны в «нехорошей квартире», где вся
нечисть демонстрирует всё, на что она способна. Убийцы,
отравители, доносчики, предатели,
безумцы и развратники всех времен и народов представляются Маргарите.
А что же наш Иешуа? Он утверждает, он убежден в том, что все люди добре, хорошие, что на Земле настанет в конце концов царство истины.
Иешуа - идеал, к которому нужно стремиться. Он будоражит сознание
Понтия Пилата, настаивая на том,
что «правду говорить легко и приятно». Иешуа тем самым заставляет прокуратора «умыть руки»
и этим обречь невинного человека на смерть, совершив последнее зло в своей
жизни, за что страдал и мучился «двенадцать тысяч лун».
Я думаю, писатель Михаил Булгаков представил Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что подлинное искусство имеет божественный источник и учит человека стремлению
к добру, чего, по мнению
Воланда, так не хватало большинству
жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался почти единственным служителем настоящего искусства,
достойным если не света, то вечного приюта и покоя.
Никто из живущих не видел чистого добра и чистого зла, потому что их не
существует. Но тем не менее общество пытается оценить любое явление, присвоив
ему ярлык: это хорошо, а то – плохо. Писатель Булгаков, напротив, показал, что не
правильно доверять чужим суждениям, когда речь идет о нравственной оценке. Ведь
то, что внешне респектабельно и добропорядочно, может оказаться аморальным,
пошлым и безнравственным, как зрители в Варьете. И наоборот, неверная жена
Маргарита и раскритикованный в советской печати Мастер оказались носителями
таких достоинств, прошли в борьбе со злом через такие испытания дьявольских
сил, что сам дьявол наградил их райским покоем.