ГЛАВА ДЕСЯТАЯ,
в которой Паспарту весьма счастлив, что
отделался потерей одной только обуви
Всем известно, что Индия - этот огромный треугольник, вершина которого
обращена на юг, а основание на север, - обладает территорией в один
миллион четыреста тысяч квадратных миль, неравномерно заселенной ста
восемьюдесятью миллионами жителей. Британское правительство в ту пору
фактически владело только частью этой громадной страны. Его представляли
генерал-губернатор в Калькутте, губернаторы в Мадрасе, Бомбее, Бенгалии и
вице-губернатор в Агре.
Но собственно Британская Индия занимала тогда площадь лишь в семьсот
тысяч квадратных миль с населением в сто или сто десять миллионов человек.
Значительная часть территории Индии еще не была подчинена власти
английской королевы; в некоторых отдаленных округах дикие и жестокие раджи
еще пользовались полной независимостью.
Начиная с 1756 года, когда первое английское поселение было основано на
том месте, где ныне расположен город Мадрас, и до того времени, когда
разразилось грандиозное восстание сипаев, знаменитая Ост-Индская компания
была в этой стране всемогущей. Мало-помалу она прибирала к рукам различные
провинции, покупая их у раджей на условиях ежегодной ренты, которую
выплачивала плохо или вовсе не выплачивала. Она сама назначала
генерал-губернатора и всех военных и гражданских чиновников; но в
настоящее время компании больше не существует, и все английские владения в
Индии подчинены непосредственно власти английской короны.
Внешний вид, нравы, этнографические различия полуострова видоизменяются
с каждым днем. В прежние времена путешествие по полуострову совершалось с
помощью самых древних способов передвижения: пешком, верхом, в тележке,
тачке, паланкине, карете, на спине человека и т.д. Теперь же пароходы с
большой скоростью пробегают по Инду и Гангу, и железная дорога,
пересекающая весь полуостров Индостан и разветвляющаяся в разных
направлениях, соединяет Бомбей с Калькуттой: расстояние между ними поезд
покрывает за три дня.
Железнодорожная магистраль, пересекающая Индию, не представляет собою
прямой линии. От Бомбея до Калькутты - около тысячи ста миль, и поезд,
обладающий средней скоростью, прошел бы это расстояние быстрее, чем в три
дня; но на деле это расстояние увеличивается по крайней мере на целую
треть вследствие тех отклонений, которые делает железнодорожный путь,
подымаясь на север к Аллахабаду.
Вот наиболее значительные пункты Великой индийской железной дороги:
покидая остров Бомбей, она проходит через Солсетт, перебрасывается на
материк напротив Тхана, пересекает горный хребет Западных Гхат,
поворачивает на северо-восток до Бурханпура, проходит по территории
полунезависимого княжества Бундельханд, затем поднимается на север до
Аллахабада, отклоняясь к востоку, встречается с Гангом у Бенареса, слегка
отходит от течения реки, спускается на юго-восток к Бурдвану и
французскому городу Шандернагору и заканчивается у Калькутты.
В половине пятого пассажиры "Монголии" высадились в Бомбее; поезд на
Калькутту отходил ровно в восемь часов вечера.
Распрощавшись со своими партнерами, мистер Фогг покинул пакетбот и дал
своему слуге подробные распоряжения относительно некоторых покупок, не
преминув предупредить его, чтобы он непременно был на вокзале до восьми
часов, а сам размеренным шагом, отбивавшим секунды, словно маятник
астрономических часов, направился в паспортное бюро.
Что касается достопримечательностей Бомбея - ратуши, прекрасной
библиотеки, фортов, доков, хлопкового рынка, базара, мечетей, синагог,
армянских церквей, великолепной пагоды Малабар-Хилл, украшенной двумя
многоугольными башнями, - то он и не подумал их осмотреть. Не взглянул он
ни на чудесные образцы архитектуры в Элефанте, ни на таинственные
подземелья в юго-восточной части гавани, ни на пещеры Канхэри на острове
Солсетт - эти замечательные останки буддийского зодчества.
Нет, он ничем не интересовался! Выйдя из паспортного бюро, Филеас Фогг
спокойно прошел на вокзал и заказал обед.