К истории праздничной и развлекательной культуры москвичей в XIX — начале XX века
Краткий экскурс в прошлое парка
Сейчас Петровский парк — скорее небольшой сквер то ли у стен Петровского путевого дворца, то ли у стадиона «Динамо»1. Раньше, в пору «прабабушек томных», он был престижным местом приятного времяпрепровождения для всего московского бомонда. Своим названием и возникновением парк обязан Петровскому дворцу. Много десятилетий подряд они прекрасно дополняли друга: дворец, где время от времени останавливались высокие персоны, окружала не тесная городская застройка и не промышленные предприятия, а парковый ансамбль, созданный по проектам признанных архитекторов.
Первоначально к Петровскому дворцу примыкала Петровская роща. Ее пытались «облагородить» еще в XVIII веке: были устроены центральная просека (будущая Дворцовая аллея), клумба и «большой круг».
В 1826 году началось возрождение садово‑паркового ансамбля, когда по указу императора Николая I он был включен в число мест общественного гулянья наряду с парками в Петровском-Разумовском, Свиблове, Царицыне, Кускове, Измайлове и Нескучном. Дворец и прилегающая к нему территория перешли в ведение Министерства императорского двора. Согласно царскому распоряжению, перед «Тверским въездом» намечалось сооружение Триумфальной арки в память победы над Наполеоном, а возле путевого дворца — разбивка публичного сада. На проведение работ из казны выделялось 536356 рублей ассигнациями.
Проект нового парка‑сада, утвержденный лично Николаем I, разработал в 1827 году ученик Н. А. Львова архитектор А. А. Менелас. Реализация проекта велась в два этапа — в 1828–1831 и 1831–1834 годах. Новый зеленый массив раскинулся на площади 65 гектаров.
К дворцу были проложены три аллеи: Нарышкинская, Липовая и Петровская. Стоит заметить, что эти аллеи оказались первыми не только в Петровском парке, но и во всей Москве. Центральную просеку, превращенную в Дворцовую аллею, расширили и благоустроили. В парке высадили многочисленные деревья (дубы, лиственницы, клены, липы). На изгибе речки Пресни выкопали пруд причудливой формы для катания на лодках. Не забыли и о купальнях. Через реку перекинули изящные мостики. Все это делалось в расчете на пешие прогулки, а также на прогулки верхом и в экипажах. Для инвалидов Отечественной войны 1812 года построили специальные павильоны в готическом стиле.
Весной 1834 года в канун открытия Триумфальной арки вышел указ «О приведении в лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского дворца». По сторонам Петербургского шоссе были проложены новые аллеи, отделенные от проезжей части узкими «бульварами». Вдоль бульваров нарезались участки под дачи.
Однако и на этом забота об уже успевшем полюбиться москвичам месте отдыха не завершилась. Заметный вклад в его процветание внес тогдашний начальник московской Комиссии для строений Александр Александрович Башилов, непосредственно курировавший благоустройство парка в начале 1830‑х годов.
В 1835 году по проекту архитектора М. Д. Быковского по оси Дворцовой аллеи был выстроен летний деревянный театр, а в 1836–1837 годах — здание «воксала» — многофункционального развлекательного заведения. В 1845 году здесь появились масленичные балаганы.
«В начале сороковых годов (XIX века. — А. Ф.), когда я еще ребенком ездил гулять в Петровский парк, — писал один из современников, — то помню его еще нераспустившиеся аллеи и молодые, едва укоренившиеся деревья. Когда в 1856 году я вернулся в Москву, то застал парк во всей его красе. Деревья выросли гигантами, масса щеголеватых построек украшала аллеи»