Я раньше не понимала, почему мне дедушка Норик ничего не хотел рассказывать о войне. Казалось, как не ему, мальчишке, мечтавшему в детстве о подвигах, рассказывать о героях войны, шедших в атаку с громким криком «Ура!». Но нет… Тихое начало «Когда была война…» и задумчивый взгляд. Это я уже сейчас начинаю понимаю всё значение слова «была». Как хорошо, что война была.
Сейчас моему дедушке 72 года. Это отец моей мамы. Он родился зимой 1943 года, когда была война. Его отца, моего прадеда Хачикяна Арутюна, призвали в армию. Он ушел с надеждой, что до рождения ребенка война закончится. Но через несколько месяцев, когда родился мой дедушка, война не только не закончилась, но была в самом разгаре. В письме моему прадеду сообщили о рождении сына. «Будет солдат!»- ответил он, а также написал, что наши обязательно победят, обязательно! Слышите! После этого письма от него больше ничего не получали, он пропал без вести.
Мой дедушка рос год за годом и очень ждал своего отца. Он каждый день спрашивал: «Где же папа? Когда он вернется?» Война закончилась, многие вернулись с фронта. Но для дедушки Норика война еще продолжалась, теперь в его душе. Ему же говорили, что, как закончится война, папа вернется. Поэтому долгое время он думал, что война продолжается. Дедушка пребывал в таком состоянии, пока не понял, что произошло. Он осознал, что отец погиб, но его не нашли, потому что война стирает с лица земли всё. До семи лет дедушка Норик не разрешал никому стричь его волосы.
Он сказал: «Когда папа вернется, он сам меня подстрижёт». Но в семь лет ему надо было идти в школу, и там его первый учитель смог уговорить его, сказав, что папе будет приятно, вернувшись с фронта, увидеть его красивым и умным. И тогда дедушка Норик разрешил его подстригать. Он надеялся, что хоть раз в жизни увидит своего отца. Но мечта не сбылась…
Конечно, сейчас дедушка понимает, что его отец не вернется, потому что, если даже предположить, что он чудом остался в живых, то сейчас, наверное, он умер, так как люди не могут жить так долго. У дедушки Норика сейчас другая мечта – хотя бы знать, есть ли у его отца могила, где она находится, чтобы хотя бы смог положить цветы на могилку, как сын, который никогда не видел и не увидит своего отца, но который так любил и ждал его…
Мы тоже ждем и надеемся, что когда-то услышим что-либо о дедушке Арутюне!
Сейчас у дедушки Норика лишь одно мнение о войне – какова бы ни была цель войны, она не стоит того, чтобы плакал хоть один ребенок. Невозможно решить проблемы войной, она приносит с собой лишь беды, страдания, слезы. И я благодарна всем живым и отстоявшим мир, что могу сказать «Когда была война…» и не окажусь на краю пропасти с щемящим чувством ужаса в сердце.