Идея «Третьего Рима» в той же форме, в какой она преподносилась православными ортодоксами, нашла свое отчетливое выражение во враждебном отношении не только к западному христианству, но и к связываемой с ним западной образованности. Старец Филофий кичился тем, что он — «сельский человек… еллинских борзостей не текох… аще бы мощно моя грешная душа очистити от греха». Став оплотом православной веры, Московская Русь в то же время вступила на путь культурной изоляции от Европы, продлившейся около столетия. По сей день в менталитете русского человека отчетливы элементы ксенофобии (букв. страх перед необычным, неприятие чужого).
Тем не менее, культурные процессы уже XVI века показали неизбежность и неотвратимость образования. Так, Иван Грозный, отвергнув предложения римского папы и ряда европейских монархов об оказании помощи в деле образования (опасаясь «рассадников католицизма»), вместе с тем распорядился за целый век до Петра — посылать людей за границу для учебы. Появились пособия по латыни, по греческому языку. Возможности для своих детей обучаться латыни и греческому добились бояре — ради образования пришлось в какой-то степени «поступиться благочестием». Латынью владел просвещенный князь, писатель-публицист Андрей Курбский(1528—1583). Стоглавый Собор 1551 г., признав невежество и даже буквальную безграмотность у половины священнослужителей, постановил открыть в Москве (первоначально при лютеранской церкви Немецкой слободы) школы с европейской программой бесплатного образования для учеников разных сословий.